Введение. 1. Основные научные подходы к содержанию социального государства

Лекция N 1

Вопросы к экзамену

1. Основные научные подходы к содержанию социального государства.

2. Массовое и индивидуальное правосознание в условиях социального государства.

3. Сущность и принципы социального государства.

4. Понятие и признаки социального государства.

5. Причины и условия формирования социального государства.

6. Функции социального государства

7. Пути формирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений.

8. Проблемы становления социального государства в РФ.

9. Концепция цивилитарного общества, права и государства.

10. Конституционная концепция естественных прав человека и социальное государство.

11. Исторический анализ особенности становления социального государства в России.

12.Гражданское общество и социальное государство.

13. Правовое государство и социальное государство.

14. Основные тенденции и перспективы развития социального государства в России.

15. Особенности становления и развития социального государства в зарубежных странах

16. Механизмы обеспечения социального контроля в осуществлении государственно- властных полномочий.

17. Реализация социальной функции государства в РФ.

18. Опыт развития социального государства в рамках ЕС.

19.Социальная политика РФ в сфере занятости.

20. Пенсионная реформа в РФ.

ТЕМА: "ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА "

Мы начинаем курс лекций по новому для вас предмету: Правоведение. Юридические основы деятельности врача. Курс состоит из двух частей: 1) Правоведение – учебная дисциплина, изучаемая студентами неюридических вузов, содержит общие теоретические положения о государстве и праве, а также основные положения ведущих отраслей Российского права. На протяжении длительного периода развития человеческого общества людей всегда волновали вопросы: почему существует государство и право, почему они необходимы, всегда ли они были, почему они неодинаковы в разных странах. Эти вопросы касаются не только каждого человека, но и общества в целом, и это особо проявляется в переломные моменты общественной жизни, когда вопросы государства и права становятся в центре жизни общества, приобретают первостепенное значение (например, события 1917 г., августа 1991 г.). Право – представляет собой основу жизнедеятельности общества и государства. Поэтому знание основ права – долг каждого человека – гражданина данного государства.

2) ЮОДВ. В условиях построения новой России, когда возросла роль права – главного регулятора общественных отношений, в т.ч. и в системе «мед.работник-пациент» возникли новые проблемы. Медицинская помощь стала одной из услуг, которая наряду с другими товарами и услугами принимает конкурирующее участие на рынке. Изменился облик врача, его взаимоотношения с пациентами, которые стали регулироваться не столько моралью и медицинской этикой, сколько правовыми нормами, изложенными в принятых в последнее время законах в области охраны здоровья населения. 2003 год оказался в этом отношении знаменательным. Состоялась 1 Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности», 1 Всероссийский съезд по медицинскому праву. Сформирована Национальная ассоциация медицинского права, вышел первый номер журнала «Медицинское право». Министерство здравоохранения ввело в медицинские учреждения новую должность – уполномоченного по качеству медицинской помощи. В настоящее время принято около 30 ФЗ, более 250 законодательных актов в субъектах РФ. Однако практика показывает, что ни медицинские работники, ни пациенты, ни юристы их нередко не знают. Дело в том, что отношение к законам в нашем обществе не совсем правильное. Многие их просто игнорируют и не только обычные граждане, но и чиновники, депутаты, которые их сами и принимают. Это связано с тем, что принятие закона редко когда сопровождается разработкой четкого механизма его реализации и законы получаются неработающие. Поэтому необходимо шире внедрять нормативно-правовые акты в практику мед. учреждений, научить мед. работников и не только их уважать закон, и всем понять, что альтернативы неисполнения закона не существует.

Следует отметить, что обучению вопросам права уделяется мало внимания – программой предусмотрено всего лишь 3 семинарских занятия и 13 лекций. Учебной литературы мало, поэтому необходимо посещать лекции. В учебной библиотеке имеются учебник «Правоведение» под ред. М.И. Абдуллаева, 2003 г., справочное пособие «Ваши права при оказании медицинской помощи», в научной – «Правовые основы здравоохранения в России». На кафедре есть методический материал для самостоятельной работы. Кроме того, не обеспечена организация изучения врачами вновь выходящих законов и подзаконных актов, в т.ч. на ФПК. Недостаточно литературы по этим вопросам, как для специалистов, так и для пациентов. Это приводит к тому, что лишь от 25 до 42% мед. персонала знакомы с Основами законодательства об охране здоровья граждан – своеобразной «конституцией» мед. работников. Опрос врачей показал, что 31% - оценивает свой уровень правовой грамотности как низкий, и только 1,9% - высокий, более 50 % не представляет себе прав пациентов, только 21% пациентов доверяют своему врачу. Поэтому вам необходимо больше читать, и если, вы поймете, что это вам необходимо, будете с интересом воспринимать материал, и в дальнейшем это поможет вам в профессиональной деятельности.

Цель нашего цикла состоит в том, чтобы познакомить вас с основами законодательства. Но чтобы разобраться в вопросах "права", мы должны четко представлять историю появления государства, дать определение государства, и как неразрывно связанному понятию право.

Вопрос о государстве один из самых сложных, трудных и едва ли не более всего запутанных учеными, политиками, философами и юристами. Для того, чтобы наиболее научным образом подойти к этому вопросу, надо бросить хотя бы беглый взгляд на то, как государство возникло и как оно развивалось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: