Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:
1) неоднородность;
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права – правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд.
Романо-германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права – правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права – обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды – священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.
Структура правосознания:
1) правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;
2) правовая психология – переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.
Признаки:
1) самостоятельность;
2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;
3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;
4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.
Виды:
1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности:
а) обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;
б) теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);
в) профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;
2) в зависимости от субъектов правосознания:
а) общественное;
б) групповое (классовое);
в) индивидуальное.
Функции правосознания:
1) познавательная – функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;
2) оценочная – функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;
3) регулятивная – функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;
4) прогностическая – функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;
5) информационная – функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.
Формы правосознания:
1) правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;
2) правовой идеализм – переоценка возможностей права;
3) правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву;
4) перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.
Правовая культура: понятие и структура
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты:
1) уровень совершенства законодательства;
2) правовая активность населения государства;
3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;
4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;
5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как:
1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом;
2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры;
3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:
1) знание, почитание права и законодательства;
2) соблюдение законности;
3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;
4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
5) правовое обучение и воспитание граждан;
6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции:
1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;
3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;
4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;
5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.