Классификация актов применения норм права.
Акты применения права
Акт применения норм права - это официальный документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа.
Юридические свойства акта применения:
· властное веление;
· индивидуальное решение основанное на норме права;
· веление вынесенное компетентным органом;
· определение субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений;
· установление мер ответственности за совершенное правонарушение.
В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права различают акты:
· государственных органов;
· общественных организаций.
Акты государственных организаций подразделяются на:
· индивидуальные акты органов законодательной власти;
· государственного управления;
· акты министерств, Госкомитетов и ведомств;
· акты органов местного самоуправления;
· акты контрольных и надзорных органов;
· акты суда, прокуратуры, арбитража, нотариата.
В соответствии с характером регулирующего воздействия акты применения делятся на исполнительные и правоохранительные. Последние делятся на:
|
|
· следственные акты, оформляющие материалы к применению санкций;
· акты исполнения юрисдикционных решений;
· акты надзора, направленные на предупреждение правонарушений.
По предмету правового регулирования на:
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые и др.
По форме на:
· указы;
· приговоры;
· решения и др.
По функциям права на:
- регулятивные (приказ о повышении по службе);
- охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).
По числу субъектов на:
- индивидуальные;
- коллективные.
Встречаются и иные основания для классификации:
- по юридической природе;
- по характеру правоохранительных актов.
Официальный характер акта применения права накладывает отпечаток на его внешнее оформление. Он состоит из:
а) вводной части, где указывается:
· наименование акта (приказ, постановление, приговор и др.);
· дата и место издания;
· полное наименование органа, издавшего акт;
· подписи лиц, а также лица, уполномоченные принять акт;
· адреса акта.
б) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела;
в) мотивировочной части, где дается обоснование принятого решения;
г) резолютивной части, в которой излагается содержание решения.
Юридическое толкование (интерпретация) - это раскрытие содержания правовых норм. Оно включает уяснение требований норм, как внутренний процесс и разъяснение их, как выражение вовне своих заключений о содержании права.
Юридическое толкование необходимо, так как нормативные акты содержат нередко абстрактные положения, изложенные на юридическом языке.
|
|
Уяснение актов достигается рядом способов, т.е. приемов раскрытия содержания юридических норм для их практической реализации.
Выделяют следующие основные способы толкования:
· грамматическое, как первичное толкование, охватывает уяснение отдельных слов, грамматического смысла предложения. Этот способ основывается на устоявшейся юридической терминологии;
· логическое, базирующееся на правилах формальной логики. При этом используются такие приемы, как аналогия, аргументы от противного и др.;
· систематическое предполагающее знание связей нормы с другими нормами, с принципами права. В этом способе толкования нуждаются особенно нормы отсылочные и бланкетные;
· историческое, относящееся к конкретной обстановке издания нормативного акта, ходу, характеру подготовки, обсуждения и его принятия; расстановке политических сил, заинтересованных в конкретном нормативном акте;
· специально-юридическое, т.е. совокупность обособленных приемов в связи с анализом юридических конструкций, специальных терминов и др.
По объему толкование подразделяется на: адекватное, ограничительное и расширительное.
Уяснение норм права не всегда позволяет до конца содержание норм, т.к. недостаточна подготовка граждан и встречаются коллизии в практике применения норм. Поэтому требуется разъяснение определенного органа или лица.
В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы толкования делится на: официальное и неофициальное.
Официальное толкование по объему подразделяется на: нормативное и казуальное (индивидуальное).
Нормативное толкование рассчитано на неопределенный круг лиц и случаев.
Субъектом этого толкования может выступать орган, издавший норму права.
Такое разъяснение называется аутентичным (подлинным). Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций.
Казуальное толкование возникает тогда, когда решения правоприменительных органов по конкретным делам не соответствуют закону.
По содержанию нормативное и казуальное толкование подразделяются на: судебное и административное.
Неофициальное толкование - юридически не обязательна сила его в глубине анализа, в его убедительности и обоснованности.
Выделяют следующие виды неофициального толкования:
· обыденное даваемое гражданами;
· компетентное, излагаемое сведующими в праве людьми (специалистами);
· доктринальное (научное), исходящее от ученых, юристов-практиков.
В отличие от толкования (интерпретации того, что есть) конкретизация норм права привносит в содержание нормы нечто новое.
Толкование норм права связано с реализацией права, но имеет известное самостоятельное значение, т.к. представления о содержании действующих норм возникает в процессе правотворчества.
См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие /Под ред. проф.В.Г.Стрекозова. М., 1993. С.192-209.