Право Древней Индии (Закону Ману)

Особенности общественного и государственного строя.

Образование и развитие государственности в Древней Индии.

1. В середине 2 тыс. до н.э. на территории Северной Индии вторгаются индоарийские племена. Приходит новая культура, которая по главному памятнику культуры, религии, рекбету данная культура получила название Ведийского периода. Хронологически, этот первый период в развитии государственности охватывает целое тысячелетие (от 2 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э.) В этот период поселения, деревни под руководством общинных вождей (генапати) общины начинают объединяться под властью военного руководителя и вождя (раджа). Главной функцией его была военная функция защиты общины. По легендам первых царей избирали, однако позже их власть становится наследуемой. Племенные дружины заменяются постоянным войском, во главе с командующим сенапати. Значительное влияние в организации публичной власти приобретают жрецы и прежде всего, верховный жрец, советник и астролог раджи (пурохито). Обозначенное тысячелетие в литературе истории обозначают Видийской ночью, в связи с тем, что не сохранилось никаких памятников истории культуры, права, государственности, исключительно фольклорная передача. Известно лишь, что существовало около 16 протогосударств во главе с раждами. К середине 1 тыс. до н.э., когда начинается возвышение среди этих протогосударственных образований, начинается появление города Магадха. На индостане распространяется буддизм, он способствовал централизации в этом регионе. Магадская держава оказалась достаточно сильной, чтобы остановить непобедимое до этого войско Александра Македонского. В конце 4 века в этом государстве воцаряется новая династия Мауриев. Новая династия и особенно такой сильный правитель как Ашока (3 в до н.э.) превращает государство в централизованную монархию, сила могущества и возможности которой уже ощущались далеко за границами этого Индийского государства. Таким образом, наступает уже тот период в развитии государственности Древней Индии, который позволяет познакомитья с государственно-правовым укладом. Этот период принято называть Магадха-маурийский (4 в до н.э. – 2 в. До н.э.) Он был относительно коротким, уже наследники Ашохи не смогли поддерживать уровня могущества, достигнутого при его правлении. Поэтому в течении 1 в до н.э. государство начинает распадаться на десятки относительно небольших княжеств. Этая краткая историческая справка позволяет нам, подводя итог, рассмотрению вопроса о возникновении и развитии дРевней индийской государственности выделить особенности. Они выглядят следующим образом:

1) хотя формирование государственности проходило примерно такие же стадии, как это было в иных регионах древнего мира, оно это образование растянулось на гораздо более длительный по времени период.

2) Кристаллизация таких более-менее сильных монархий происходит как бы эпизодично, на пространстве где по-прежнему действует традиционный уклад. Ранние государственные образования были, скорее островами в море догосударственной, родоплеменной организации. периоды централизации были относительно короткими.

3) Особое влияние более сильное, чем в иных регионах, общинного уклада жизни.

2. В эпоху Мауриев общественная государственность сохраняет общины, переживает период укрепления централизованной власти, момент централизации власти. Усиливается монархия. Правитель, Раджа, и истекающая от него власть рассматривается в идеологии того времени, главным элементом государства. Царская власть в этот период строго наследственна, причем по традиции, отец toеще при жизни определяет кто будет его наследником. Однако, по скольку ее происхождение идет от арийских военных вождей, власть раджей не имела религиозного характера. В отличие от Древнего Египта и Вавилона, она не носила священный характер. Религиозные функции не входили в обязанности раджей, их не считали не божествами, ни представителями богов. Зато в делах управления, они были полномочными диктаторами. Можно заметить разделение царской администрации по рангам. Высшие ранги чиновников занимали министры, назначались раджой, по его усмотрению. Затем шли советники, среди которых важнейшим был пурохито – главный астролог. А затем чиновники, разнообразные, которые строго специализировались.

Были царские советы – паришад и сабхад. Паришад был советом высших царских сановников и знати, жрецов. По традиции решения этого Совета раджам не полагалось игнорировать. Сабхаж представлял собой собрание представителей знати, сельского и городского населения. Сравнительно демократический орган. Хотя такие собрания созывались по воле раджи, тем не менее они были каналом получения информации о информации населения и каким-то образом влияли на государственное управление.

Держава Мауриев разделялась на провинции, с определенными элементами автономии. При это 4 провинции считались главными, руководителями в них назначались принцы, дети раджи, остальные же провинции – джанапады – управлялись назначенными чиновниками (раджук). Джанапады делились на области (прадеш), могли существовать также и более мелкие административные единицы. Но главной, низшей ячейкой индийского общества были общины (грамма). Причем, сравнительно высокая численност mb концентрация населения могла превращать эти населения в значительные образования. Выборный староста утверждался высшим территориальным начальником и считался представителем государства в деревне. Община была не только основной ячейкой индийского общества, она еще и была встроена в аппарат государственного управления. На старосту возлагались функции представителя государства. Также как и в любом древнем обществе и ранних формах государственности важную роль играет армия. Причем армия предназначалась для грабежа, для завоевательных походов на соседей, а также для сохранения целостности государства, для его защиты, что также можно считать характерным для государственности древней Индии. Основная часть награбленных ценностей шла радже, двору, однако и рядовые воины получали свою долю. Армия была профессиональной, комплектовалась из профессиональных, наследственных воинов, а также наемников и войск союзников. Верховный главнокомандующий – раджа. Монарх в Древней Индии это прежде всего военный представитель.

Судебная система включала две системы судов – царские суды (судьи которого, были государственные чиновники) и внутриобщинные суды (которые были кастовыми).

Храмы играли особую роль. Подавляющее большинство населения объединено в такие территориальные объединения. Для индийской общины характерно не только административное объединение, но и наличие общинной собственности. У общинников есть свои наделы, но наряду с этим существует коллективная собственность. Даже ремесленники, работающие в общине, подразделяются на тех, кто работает на себя и те, кто работает на общину. Также как и в укладе жизни присутствовал коллективизм, взаимопомощь, осознание общности. Такое своеобразное взаимное обслуживание объясняет поразительную жизнестойкость этого социального образования. Индийская община существовала все обозримые периоды истории. Она сохранялась еще в 20 веке в сельской местности. Эта первая заметная особенность.

Разделение общества на закрытые и существовавшие на протяжении тысячелетий сословно-культурные группы: варны и касты. На общинный строй, как на важную особенность индийского общества накладывалось деление общества на варны и касты. Еще в Видийскую эпоху обособились части населения, связанные серией взаимных запретов, традиционных профессиональных занятий, культурными особенностями. Такое деление на варные социальные группы было объявлено извечно существующим, было освещено религией, тогдашней идеологией. Три варны считались высшими, дважды рожденными. Это: брахманы, кшатрии, вайшьи. Брахманы были членами жреческих родов. Это сословие жрецов. Религиозная традиция объявляла их рожденными из уст. Кшатрии – это военная и светская аристократия. Кшатрии – потомственные воины считались рожденными из рук кришны. Вайшьи были лично свободными полноправными общинниками: земледельцами, ремесленниками. Их считали рожденными из ведер кришны. А вот низшая варна – шудры – не были дважды рожденными. Это неполноправные члены общины, их предназначение – обслуживание дважды рожденных. Они считались рожденными из подошв кришны. В эпоху Мауриев социально культурно разделение на группы населения дополняется строгим правовым разграничением. Действующее право закрепляет различия в правовом статусе представителей различных вран. Земли брахманов освобождались от любых налогов, они пользовались транспортной, торгово привелегией. Были разными наказаниями. Ссмертная казнь в отношении брахманов не применялась за любые преступления. Запрещались неравные браки. Военными и правителями могли быть только представителями варны кшатриев. Зато брахманы были монополистами всех занятий связанными с наукой, учением, религией, образованием. Если все-таки браки представителей низших варн с представителями низших варн дети от таких браков становились изгоями, получали статус низкий. Представители этой касты не могли жить даже среди нормальных свободных людей. Не могли строить себе жилище, жили в хибарках. Не могли заниматься никакими занятиями кроме как помогать в обрядовом сжигании трупов, использовать одежду и имущество умерших. Питались объедками. Им даже запрещалось при этом использовать целую посуду. Жестко закон того времени и традиции стоял на защите варнового деления. Никакого смешения. К концу первого тыс. до н.э. это древнее деление на варны усложняется и дополняется делением на касты. Более узкие группы в составе варн также связанными либо общи традиционным, передающимся в наследство профессиональным занятием. Обязательно особенности культа, правилами поведения и характеризующимся закрытостью. Эти средневековые группы называют цеха. Своеобразные профессиональные союзы. Но не по территориальному принципу, а по принципу происхождения. Таких закрытых групп уже насчитывалось несколько сотен. Они сложились в определенную иерархию в обществе. Индийцы хорошо ориентировались в разности статусов разных каст. Разделение на варны и касты явлось ярчайшим и долговременной особенностью развития общества этого региона. Она вполную силу сохранилось до нового времени, до колониальных времен. Когда колонизаторы стали вмешивтаься в организацию жизни индейцев. Рабства в индийском обществе не было. Строгое разделение по варнам по кастам не требовала рабства. Хотя рабы использовались. Однако статус этой группы населения не выглядел на фоне свободных полноценных групп общинников таким особенным.

3. В столь разнообразном расколотом обществе. Обычных традиционных регуляторов было бы недостаточно. Правовое регулирование в Древне Индийском обществе имеет яркую специфику. В нем то, что во всех других обществах выступает как система норм права. В такую обособленную правовую систему не выделяется Система Индийского права включает в себя религиозное регулирование, нормы религии и философии. Если в других обществах религиозная мораль – это один регулятор, а право – другой общественный регулятор. ТО в древней Индии религия и правовое регулирование слиты. Таким образомЮ усиливается воздействие каждого из этих регуляторов. Обычай и религиозное табу появились раньше, чем правовые нормы. С течением времени и особенно с появлением записей правил поведения, религиозные обычаи, правила, табу превращаются в правовые обычаи. Все источники права, памятники права, они были записью таких религиозно-правовых обычаев. В основе индийского права и не только права, а жизни общества лежит дхарма, которая была не просто нормой в традиционном понимании В понимании древних индусов дхарма была больше, чем закон. Дхарма была не просто правилом поведения, она была одновременно и религиозно-этической нормой. Дхарма – это закон, справедливость, душа. Это напоминает, что смысл дхармы это не просто какое-то правило поведения. Предназначение дхармы заключалось не только регулировании общественных отношений. Это не только то, как нужно себя вести. Это путь достижения счастья, достижения нирваны. Это путь получения похвалы от окружающих. Более того, это путь получения радости не только в земной жизни, но и в будущей жизни. Правила поведения становились не просто санкционированными религией, а идеологически обоснованными. Пропагандировались и укоренялись, как смысл жизни. Все должны были следить за строгим соблюдением порядка норм. Назначались даже особые смотрители – махатха. Главными источниками древнеиндийского права были сборники тармашасу. Сборник – Манава дхармашаста. По форме кармашастры и манава были религиозным текстом, изложенным в форме двустиший (шлок). Всего этот трактат вмещает 12 глав, которые состоят из 2685 шлоков.

Законным способом получения собственности считалось попрошайничество. Присутствует элемент экзотики в сравни с другими правовыми системами и в обязательственном праве, определяющим порядок возвращения вещи. Индийское право предусматривало возвращение долга с помощью силы или хитрости. Договор купли-продажи, когда речь идет о ценном объекте, совершается в присутствии свидетелей и только в этом случае признается действительным, причем сделку можно было расторгнуть без объяснения причин в течение 10 дней.

Брак представлял собой сделку имущественную, а собственно брак представлял собой по сущности покупку женщины. Он был сделкой между женихом, который покупал себе жену и она соответственно превращалась в вещь своего мужа – собственность. Главой семьи был мужчина. Обязанностью жены было безропотное подчинение воли мужа, что она должна была делать, даже если муж лишен добродетели. За неверность жены предусматривалась строгая вплоть до смертной казни расправа. Муж управлял всей собственностью жены. Муж и жена должны были принадлежать к одной варне. В исключительных случаях муж из высшей касты мог брать себе жену из низшей касты. В целом же, женщина в Древне Индийском обществе полностью зависела от мужчин. В детстве она находилась под тотальным руководством отца, в браке – под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.

Древнеиндийское право признавало наследование только по закону. И соответственно не признавало наследования по завещанию. После смерти родителей имущество делилось между сыновьями, в равных долях, либо если было значительное различие в возрасте, собственность получал старший сын, с обязательством выделить справедливые доли остальным братьям. Дочери от наследования устранялись, однако братья должны были позаботиться дочерей приданым в размере не менее четвертой части наследства.

Уголовное право выглядит уже довольно развитым. Законы Ману знают уже такие категории уголовного права, как форма вины, рецидив, соучастие, необходимая оборона. Среди имущественных преступлений ясно различаются уже кража, грабеж, разбой. Тяжесть преступление обязательно зависело не только от содеянного, но и от варновой принадлежности преступника и жертвы. Преступления, совершенные представителями низшей варны, по отношению к представителям более высокой варны считались более тяжелыми. С другой стороны, в уголовном праве Древней Индии не трудно заметить и пережитки прошлого, некоторые особенности, характерные для права Древней Месопотамии. Присутствует принцип Талиона. Существует и коллективная ответственность общины. Возможен суд богов. Разнообразными были наказания. Судебное наказание включало изгнание, штрафы, тюремное заключение, членовредительство самое разнообразное, отрезание всего что только можно было. Особо была изобретательна была смертная казнь. Однако брахманы не могли подвергаться смертной казнью, им сбривали волосы.

Процессуальное право. Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов обращения в суд. Основным источником доказательств были показания свидетелей. При этом вес таких показаний зависел от варновой принадлежности этих лиц. При отсутствии свидетелей применялись испытания различных видов. Испытания огнем, водой и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: