Тема 8. Трудовые ресурсы, занятость и рынок труда
Вопросы для обсуждения
1. Какие категории населения относятся к трудовым ресурсам?
2. В чем отличие трудовых ресурсов от экономически активного населения?
3. В чем проявляется зависимость величины и структуры трудовых ресурсов от численности, возрастного и полового состава населения, ожидаемой продолжительности жизни, миграционных процессов?
4. За счет каких источников идет пополнение трудовых ресурсов в России, развитых капиталистических и развивающихся странах, и какое влияние оказывает этот процесс на состояние рынка труда?
5. Какие показатели определяют степень эффективности использования трудовых ресурсов?
6. Является ли скрытая безработица специфическим российским (постсоветским) явлением и в чем выражается ее позитивное влияние на состояние рынка труда?
7. Какие особенности характерны для сельской безработицы?
8. Каковы особенности географических форм расселения на территории Северо-Западного экономического района?
9. Как влияет структура хозяйства (страны, области, города) на состав и использование трудовых ресурсов?
10. Какая, по вашему мнению, наметилась тенденция в изменении региональных различий официального уровня безработицы?
11. Существует ли связь между численностью занятого населения и уровнем безработицы?
Практическая работа
Задание 1. Ознакомьтесь с приложением 4, табл. 1. Постройте круговые диаграммы, отражающие изменение структуры занятости по отраслям хозяйства в целом по России в 1990 и 1998 гг. Столбчатыми диаграммами отобразите региональные изменения структуры занятости. Укажите причины притока трудовых ресурсов в одни отрасли и снижение роли других.
Задание 2. Используя данные (приложение 4 табл. 2) рассчитайте по регионам (по выбору преподавателя) России уровни занятости и безработицы:
Рбезр.
Убезр.=------------
Nакт.где
Убезр. – уровень безработицы,
Рбезр. – численность безработных,
Nакт. - численность экономически активного населения
Рзан.
Узан.=------------ где
Nакт.
Узан. – уровень занятости населения,
Рзан. – численность занятых.
Задания для самостоятельной работы
Дать определение следующим понятиям:
а) трудовые ресурсы;
б) экономически активное население;
в) самодеятельное население;
г) открытая (зарегистрированная) безработица;
д) скрытая безработица;
е) общая безработица;
ж) статус безработного.
Источники и литература
Обязательная
1. Демография. Учебник. Под общей ред. проф. Волгина Н.А. -М., Издательство РАГС, 2003. Главы 11,12.
2. Медков В.М. Демография. -М., ИНФРА-М, 2003. Глава 8-9
Дополнительная
1. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. - М: Экономика, 1998. - с. 260.
2. Население мира: Демографический справочник. / Сост. В.А.Борисов. -М., 1989.
3. Население России 2000: Девятый ежегодный демографический доклад. /Отв. Ред. А.Г.Вишневский. -М., Гокомстат, 2002.
4. Население России на рубеже ХХ-ХХI веков: проблемы и перспективы. /Под. ред. В.А.Ионцева Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики (учебно-методические разработки); научн. ред. и состав. Волгин Н.А., Щербаков А.И. — М: Изд-во РАГС, 1996.-е. 180.
5. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Волгин Н.А., Катульский Е.Д., Костин Л.А., Ракитский Б.В. и др. - М.: Молодая гвардия, 1996. - с. 835.
6. Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М: «Экзамен», 2000. - с. 448.
Глава 1.2.
7. Экономика труда и социальные отношения: (Курс ключевых лекций) / Под ред. Волгина Н.А., Ракитского Б.В. - М: Изд-во РАГС, 1998. - с. 210.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение человеческой расы.
2. Когда началось формирование человеческих рас и с чем это было связано?
3. Охарактеризуйте основные признаки рас.
4. Дайте понятия этноса и этнической общности, нации, народа, народности.
Практическая работа
Задание 1. Пользуясь рис. 1., выявите районы наиболее пестрого расового состава населения. Объясните причины этих явлений.
Задание 2. Назовите районы интенсивного смешения рас в настоящее время. Чем объясняются эти процессы?
Задание 3. Назовите районы размещения древних рас и поздних смешанных групп.
Рис.1. Современные расы (по Н.Н.Чебоксарову с изменениями):
I – экваториальные негроидные (африканские) расы (1 – негры; 2 – негрилли (пигмеи); 3 – бушмены и готтентоты);
II – экваториальные австралоидные (океанийские) расы (4 – веддоиды; 5 – папуасы, меланезийцы; 6 – австралийцы; 7 – негритосы; 8 - айны);
III – переходные группы между экваториальными и европеоидными расами (9 – южноиндийская (дравидская) группа; 10 – восточноафриканская (эфиопская) группа; 11 – переходные круппы Западного Судана; 13 – американские мулаты; 14 – южноафриканские цветные);
IV – европеоидные расы (15 – северные группы (ксантохрои, или блондины); 16 – переходные группы (шатены); 17 – южные группы (меланохрои, или метисы);
V – переходные группы между европеоидными и монголоидными расами (18 – уральская (урало-лапоноидная) группа; 19 – южносибирская группа; 20 – среднеазиатские мешанные группы; 21 – смешанные группы Сибири; 22 – американские метисы);
VI – монголоидные расы (23 – континентальные (северные азиатские) группы; 24 – арктическая (эскимосская) группа; 25 – тихоокеанские (восточные) группы; 26 – американские (индейские группы);
VII – переходные группы между монголоидными и экваториальными расами (27 – южноазиатская; 28 – японская; 29 – полинезийскомикронезийская; 30 – восточноиндонезийская; 31 - мадагаскарская).
А – древние расы; Б – Ранние переходные группы; В – средневековые переходные и смешанные группы; Г – поздние смешанные группы.
Задание 4. Определите ареалы расселения народов численностью свыше 10 млн. человек каждый, объясните широкое распространение одних и компактное проживание других народов.