Лекция 2. Литература для самостоятельного изучения

Литература для самостоятельного изучения

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

Связь педагогики с другими науками

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология исследуют пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психологического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

2. Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?

3. Охарактеризуйте этапы становления педагогики.

4. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

5. В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

6. Определите объект и предмет педагогической науки.

7. Раскройте сущность основных категорий педагогики.

8. Назовите основные отрасли педагогики.

9. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

1. Педагогика: Учеб. для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 576с.-36 печ. - (Высш. проф. образование).

2. Пархоменко Е.А. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. - Краснодар: КГУФКСТ,2011.-158с.-10 печ.л.

3. Андреева, И. Н., Васильева, З. И., Аханян, Т. К., и др. История образования педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие. – М., 2000.

4. История педагогики в России: хрестоматия. – М., 2000. – 256 с.

5. История педагогики в России: хрестоматия. – М., 2002. – 256 с.

6. Новиков А.М. О предмете педагогики / Журнал «Педагогика». – 2010. - №6. – С. 8-15.

Тема: «Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса»

Вопросы:

1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

2. Цель и задачи гуманистического воспитания.

3. Сущность личности в гуманистической теории воспитания.

4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

ВОПРОС 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие «воспитание» является одним из ведущих понятий в педагогической науке. Употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Практически отождествляется с социализацией. В узком педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где деятельность педагогов называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.

Пример 1: Российская энциклопедия: в 2-х Т, Т 1-м, 93, с 165.

1) наиболее обобщенная классификация включает:

§ умственное;

§ нравственное;

§ трудовое;

§ физическое.

2) в зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:

§ гражданское;

§ политическое;

§ интернациональное;

§ нравственное;

§ эстетическое;

§ трудовое;

§ физическое;

§ правовое;

§ экологическое;

§ экономическое.

3) по институционному признаку:

§ семейное;

§ школьное;

§ внешкольное;

§ конфессиональное (религиозное);

§ воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике);

§ воспитание в детских, юношеских организациях;

§ воспитание в специальных образовательных учреждениях.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованную воспитательную работу. Если есть воспитание, значит:

1) учитываются движущие силы развития;

2) возрастные и индивидуальные особенности детей;

3) используются влияния общественной и природной среды;

4) ослабляются неблагоприятные воздействия внешней среды;

5) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;

6) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современное научное представление о воспитании сложилось в результате длительного противоборства ряда педагогических идей.

В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и до наших дней.

Какова причина ее возникновения?

Иоганн Фридрих Гербарт - немецкий педагог, яркий представитель этой теории. Цель воспитания – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Приемами управления считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как протест против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория нашла своих последователей. Отрицательными моментами этой теории считаются стихийность и самотек в воспитании. Эта теория оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Нормативные документы и опыт учителей-новатов 20-х годов ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания, то есть на развитие самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педагогика, и закладывались основы для дифференциации обучения и воспитания.

Но гуманистический расцвет отечественной педагогики вызывал восхищение и привлекал внимание всего мира только три года. С усилением тоталитарного государства постепенно стали вводиться жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгон его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: