Первый этап первобытной культуры приходится на Палеолит и Мезолит

  Материальная культура   1. Собирательство 2. Орудия труда – І форма опыта взаимодействия с окружающей средой 3. Пещеры 4. Поселения 5. Орудия лова (охоты): копье, лук, стрелы, палка   Все это был присваивающий тип хозяйствования, то есть жизнь за счет природы   Духовная культура   1. Огонь 2. Родовое общество 3. Матриархат -? Паритетная демократия 4. Прикладное искусство: украшения из бивней мамонта 5. Изобразительное искусство: наскальные рисунки 6. Скульптура: статуэтки «палеолитические Венеры» 7. Средства связи: голосовые, звуковые, визуальные 8. Разукрашенная галька 9. Украшения из зубов животных
Второй этап развития первобытной культуры - Неолит – главное событие истории и культуры: неолитическая революция (Х-ІV тыс. до н. э.) Причины неолитической – столь же неизвестны и загадочны, как и причины возникновения человека и культуры. Именно в неолитической революции кроются все загадки произошедших с человеком необратимых изменений, ярко отраженных в том, что стало с человеком после полученных «подарков» от Прометея (см. трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»)  
Материальная культура   В результате неолитической революции происходит кардинальная смена жизни человека. вместо присваивающего типа хозяйствования появляется производящий тип хозяйства, то есть - продуктивный тип хозяйствования, заменивший использование природы на сотрудничество с природой 6. Земледелие – для него необходимы три условия:– появление определенных видов растений, – накопление информации о растениях, – переход к оседлому способу жизни у воды. Все эти условия сложились около 10 тысяч лет до н. э. в Перед. Азии, после этого они проявлялись в Азии, Европае, Северной Африке 7. Природные силы: Использование силы ветра, воды, животных 8. Ремесла (прядение, ткачество) 9. Строительство: 1) хижины - это были ямы, покрытые ветками, это были курени из веток, это были каркасные хижины, сделанные из костей мамонтов и обмазанные глиной), появляется кирпич из дерна. 2) мегалиты = большие природные камни, из которых строили - менгиры (1 камень) - дольмены (2, 3 + 1 камни) - кромлехи (камни по кругу): стоунхезж 10. Скотоводство 11. Гончарство: посуда из дерева, камня, после появилась керамика 12. Мебель из камня 13. Очаг: огонь - камин научились обустраивать как домашний очаг     Духовная культура 13. Живопись: усовершенствование наскальной живописи (более схематическая, более условная, состоящая из геометрических фигур), изображение оружия 14. Речь: формирование духовной культуры основано на развитии мышления, что, в свою очередь, связано с развитием речи 15. Мифы: формирование мифологически-религиозного сознания на основе первобытного синкретизма (см. следующие вопросы лекции) 16. Древняя письменность: пиктография, логография, фонография 17. Керамика 18. Еда: чай, кумыс, квас, мед, злаковые плоды, хлеб, консервы, мясо и рыба, пальмовое вино, пиво, табак. 19. Род и парная семья (моногамия) 20. Юридические процедуры 21. Инициация (обряд взросления и вхождение в общество) 22. Игрушки 23. Техники тела 24. Похоронные обряды: сидя, стоя, сжигали, в корзине из ветвей

раздел ІІІ. Загадка возникновения культуры и искусства

Вопрос 1.

Причины возникновения искусства

(«История искусства» Гнедича)

І. Вступление.

Невежественный дикарь, сознающий лишь то, чтобы «убивать и есть», иначе его убьют и съедят, тем не менее, в своем примитивное жилище делал непостижимое, непонятное и необъяснимое. Он творил совсем бесполезную красоту – первобытное искусство, от которого не наешься, не согреешься и не размножишься. Чего требовали основные животные инстинкты первобытного человека. Тем не мене, человек выходит за границы своих инстинктов и входит в сферу духовного, культурного, божественного.

Он - укладывал в определенном порядке (?) камни вокруг очага, он - полировал и вырезал костяной амулет, он – чертил на стене пещеры в свете колеблющегося пламени очага силуэт дикого быка.

Зачем? Ответов на это вопрос великое множество – точного ответа на этот вопрос нет.

ІІ. Главная часть.

Перечислим основные причины, выделенные учеными-культурологами как причины возникновения первобытной культуры и искусства:

1) древнее и современное желание окружать себя красотой, которая выражалась по-разному

2) подражание природе

3) соблюдение условностей

4) мифологические и религиозные сюжеты

5) простые радости повседневности

6) интерес к экспрессивному, символическому, абстрактному - к чувствам

7) интерес к концептуальному – к идеям

8) наблюдательность человека и желание создавать нечто, подобное природе, из природных материалов

9) беспомощность и страх

10) желание магического могущества над природой

11) искусство возникло как способ коммуникации и социализации

12) искусство возникло как трудовая деятельность

13) искусство возникло как игра

14) мифологический обрядовый комплекс создал искусство, и религия возникает одновременно и слитно с искусством

15) это величайшие события в истории человечества

16) это первое впечатление человека об окружающем мире

17) это передача знаний и навыков

18) это общение людей

19) это искусство в духовной жизни

ІІІ. Вывод по данному вопросу.

Сколько бы ни находили гипотетических причин, отчего человек - животное вдруг стал совершать невозможные и бесполезные для животного действия, мы можем констатировать только одно. Древний человек это совершил, и тем самым победил время, вошел в вечность, в которой мы видим сияющие наскальные рисунки художника, которого никто не учил быть художником, который был – первым. Это, как и многое другое, позволяет трактовать первобытное искусство как высшее проявление человеческого гения на земле.

Вопрос 2

Культура и природа

Культура – это все, что создал человек. Природа – это все. что создал Бог. Возможно, Бог создал и человека как часть природы.

Тесная взаимосвязь культуры и природы особенно ярко проявлена в первобытном искусстве.

1. Культура – это тоже природный феномен, т.к. ее творец – человек – биологическое создание. Кроме того, человек творит на природном ландшафте, пользуясь ресурсами природы.

2. Культура – это и совершенствование природы, сотворение надстройки над природой

3. Создание культуры - это выход за границы биологической активности. Чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Подтверждение этому - древний миф об огне как первоначале культуры. Культура обладает значительной «избыточностью». т.к. на каждую потребность человека дает несколько ответов: показывает альтернативные программы поведения, формирует различные нормативно-ценностные системы.

Вопрос 3.

Первобытный синкретизм

Синкретизм (с греч. synkretismos – «соединение») - это основная характеристика первобытного искусства. Художественная деятельность - органическая потребность человеческой психики, самовыражения человека.

В сознании древнего человека – сформировался первобытный синкретический комплекс фантастического, воображаемого и реального.

Юнг в своей теории о коллективном бессознательном, опираясь на первобытный синкретизм, воссоздавал первобытные первообразы – архетипы (архее – начало, типос – образ).

Шпенглер утверждал, что человечество первобытной эпохи еще не создало цивилизацию – древние люди оставались еще на стадии культуры. Следовательно, «живые соки культуры еще не выделились в мертвые цивилизационные формы».

Синкретизм мировосприятия первобытного человека определил все его виды верований, культов, религий, и древнего религиозно- мифологического мышления.

Вопрос 4.

Формы религиозно-мифологического мышления

І. Вступление.

Всего начитывается восемь основных форм религиозно - мифологического первобытного сознания: анимизм – тотемизм – фетишизм – магия – табу – культ предков – шаманизм – мифология.

Именно на этих формах первобытного религиозно-мифологического сознания и формируются архетипы.

ІІ. Главная часть.

1. Анимизм (аnimа – душа) – вера в душу животных и людей, вера в духов, одухотворение явлений природы.

Тейлор выделяет два направления развития анимизма:

1) наблюдение за болезнью, смертью, трансом, когда душа покидает тело, и → можно наблюдать жизнь души после смерти тела, явление переселение души

2) персонификация явления окружающей действительности привела к вере в духовные силы природы. что позже вызвало → политеизм (многобожие, язычество); духи земли, воды, воздуха, огня представали в образах живых существ - гномы, русалки, эльфы, домовые, лесовики…

Анимизм предполагал гармонизация отношений Человека и Природы, напоминал об их единстве.

Пример: беседа ученого с вождем индейского племени в 1854 – его речь была такой: «Земля не принадлежит человеку – человек принадлежит земле».

Юнг утверждает, что сознание человека тогда, в первобытную эпоху було слишком мало, так как оно проектировалось на природу, и делало это жизнерадостно. Сложность души человека постепенно росла пропорционально современной утрате одухотворенности природы, что привело, в свою очередь, к проблемам экология.

Проявление анимизма в современности – остатки язычества.

2. Тотемизм (с индейского языка обозначает «его род») – поклонение определенным видам животных или растений, вера в генетическую связь человеческого рода с животными, растениями или фантастическим духом.

Это поклонение более всего приятно тотемному духу через обряды, молитвы, танцы, табу…

Нельзя есть тотемного животного, но это можно делать только при определенном ритуале – жертвоприношении. Кровь тотемного животного – символ единения клана людей с божеством. Позже тотемизм перешел в культ животных.

Проявление этой древней формы мышлении мы видим до сих пор – в гороскопах.

3. Фетишизм - вера в сверхприродные способности искусственных предметов (амулеты, талисманы).

4. Магия - стремление повлиять на внешние события определенными символами или действиями: обряды, ритуалы.

Сферы влияния магии: производственная, лечебная, предохраняющая, военная, метеорологическая.

Джон Фрезер выделил два принципа магического мышления:

1) принцип подобности: подобное рождает подобное, следствие имеет отпечаток своей причины (= имитативная Магия)

2) принцип контакта: вещи, которые взаимодействовали, продолжают контактировать независимо от времени и расстояния (контагиозная Магия)

Самый известный в наше время культ магии - культ Вуду, сопровождается учением вудуизм. Их магия основана на вере, что от силы вражеской может защитить только большая сила, следовательно, это → колдуны с ночным человеческим жертвоприношением, используются техники «зомби», приводящие к смерти) (до сих пор 90% населения Гаити поддерживают культ Вуду)

Магические элементы сохранились в культах всех современных религий, в психотерапии.

5. Табу – запрет, исходит от предостерегающей магии, «запрет» используют для того, чтоб не накликать несчастье.

Табу из первобытного мира перешло в современный мир, определяя все правила поведения, приличия, внешней культуры, мораль, нравственность, право. (Сравним: с. Аверинцев говорил, не может существовать любовь без табу, без определенного самоограничения, и только это позволит отличить «выбор» от «позыва»).

6. Культ предков – создавался на основе магии и с верой в потустороннюю помощь умерших родственников.

Культ предков сформировал все современные похоронные и поминальные обряды.

Культ предков стал первобытным способом осмысления генетического кода человечества, ибо до сих пор генетические связи людей являются неизвестной информацией о наших предках.

7. Шаманизм – основывается на деятельности шамана, на синтезе анимизма и магии в его поведении и заклинаниях

Шаман - это знахарь (с языка эвенков). Он вяляется посредник между людьми и духами

Вселенная включает в себя три мира: (миф о «Мировом дереве» хранится во всех мировых мифологиях разных древних народов):

- верхний мир – добрые духи + божество

- средний мир – люди

- нижний мир – злые духи и души умерших

Задачи шаманов –осуществлять просьбы у духов об удаче в охоте, совершать проводы душ умерших, совершать целительство заболевших соплеменников

Обряд общения шамана с духами назывался «камлание».

Шаман осуществлял также обряд инициации: у всех переходных возрастов была своя особая инициация. Особая инициация была и у шаманов – посвящение в шаманы происходило в процессе посещение дерева умерших предков, где шаман заключал брак с духом

К. Леви-Строс: «Шаманство невозможно без гравитационного поля магии, а оно создается тремя вещами: 1 - верой шамана,2 – верой больного и 3 - доверием социума».

Шаман в первобытном обществе выполнял функцию сохранения памяти племени, его мифологии и эпоса.

8. МИФОЛОГИЯ - общая, синтезирующая форма религиозно-мифологического мышления, проявляет связь со всеми предыдущими формами религиозного сознания.

Мифология как особенная форма освоения мира базируется на изучении и создание древних картин бытия.

Изучением древних мифологий занимались ученые Кассирер, Леви-Строс, Лосев, Аверинцев, Голосовкер, Фрейд, Юнг, Элиаде.

Самое короткое определение мифа: Миф – это Закон. Это то, что происходит всегда и везде, у всех времен и народов.

Мифология - это философия истории первобытного общества.

Сущность мифа – это способ осмысления природы и социума, это стремление гармонизировать свои отношения с миром.

Центральные образы первых мифов на земле: мировое дерево, мировое яйцо, планеты, звезды, стихии (вода, огонь), животные, фантастические существа.

Герои мифов: боги – духи – люди.

Стержневые, сквозные сюжеты древней мифологии: сотворение мира, путешествие в потусторонний мир, потоп, история близнецов.

Разные концепции ученых по-разному определяет основу мифологии и мифов.

1) Мифы – это особенности истории и этнографии племени

2) Мифы – это отражение структуры психологии древнего человека = архетипы = коллективное бессознательное = карта человеческой психики (Юнг)

3) Мифы – это высшая познавательная способность ума, это имагинация (творческое воображение), которая рождает гениальное проявления человеческого познания (а не логика, не последовательность, не систематичность!). Мифология – это творение человеческой фантазии, при котором реципиент тоже включает свое воображение и познает таким способом мир вместе с творцом мифологии. Формальные законы логики в мифологии теряют свое значение, атмосфера мифа их затмевает, но они все же - есть. И поэтому в истории человечества существует определенное разнообразие способов интеллектуального освоения (Голосовкер).

Развитие мифологии привело к формированию разных форм словесного творчества (эпос, драма, сказка, легенда), а позже – к возникновению литературы.

Современное мифологическое мышление продолжает свое мифотворчество и в наши дни.

ІІІ. Заключение по данному вопросу.

Представленные выше восемь форм религиозно-мифологического сознания базируются на первобытном синкретизме – неразрывном слиянии реального, фантастического и воображаемого.

Сознание современного человека. при всем его высокомерии по отношению к первобытному дикарю, совсем недалеко ушло от древнего сознания во всех его восьми религиозно-мифологических формах.

Творческое задание: привести примеры современного существования каждой из приведенных выше форм древнего сознания - NB


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: