В любой организации сферы сервиса и туризма представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в организации.
На основе выбранной классификации потребностей кадровые службы выстраивают систему мотивации труда, в которой взаимодействуют следующие элементы:
· потребности, которые работник будет удовлетворять;
· благо, которое способно удовлетворять работника;
· сам труд как деятельность;
· соотношение затрат и получаемой выгоды от труда;
· эмоции, субъективные переживания в процессе труда;
· установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения;
· условия жизнедеятельности;
· идеалы человека.
При разработке системы мотивирования персонала необходимо учитывать фазу экономического цикла, в которой находится организация. В фазе экономического роста наиболее адекватны стимулы, связанные с денежным премированием, должностным продвижением, повышением самостоятельности и ответственности, поощрением увеличения продуктивности и расширением производства. В период экономической стабильности следует сосредоточиться на совершенствовании управления, увеличения объема продаж, распознавании творческих находок, повышающих конкурентоспособность продукции. Фаза экономического спада требует стимулирования повышения качества продукции, эффективности рекламы, снижения себестоимости.
|
|
Для мотивирования труда кадровой службе необходимо:
1. определить набор благ, отражающий все основные потребности и интересы сотрудника;
2. определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы;
3. конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы организации и которые целесообразно мотивировать;
4. увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ.
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, т.е. создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.
При создании на предприятии мотивационной системы нужно учитывать, что стимулирование может быть материальным и нематериальным (рис. 24).
Рис. 24 Виды стимулов
Мотивация усиливается, если работник может принимать участие в решении вопросов, влияющих на итоги работы, им предоставляется возможность использовать свои знания и опыт, результаты их работы получают признание, а они сами приобретают заслуженный статус в коллективе и т.д.
Для людей, только начинающих свою карьеру, главным мотивирующим фактором является высокая заработная плата; по мере профессионального роста работники уделяют все большее внимание содержанию работы, ресурсам и полномочиям, находящимся в их распоряжении, возможности карьерного роста.
|
|
Среди видов материального стимулирования персонала можно назвать: получение премий или процентов с продаж (бонусов), возможность получения ссуды с пониженной ставкой, социальный пакет, различного рода дотации и компенсации, обучение и стажировка и т.д.
Система бонусной мотивации должна быть построена таким образом, чтобы сотрудники понимали, что за выполнение определенных задач они будут дополнительно вознаграждены. Условия получения и размер и вид вознаграждения определяются руководством и должны быть прописаны в контракте. Определение размера бонуса может быть организовано по одной из двух схем: либо определение экономической эффективности работы каждого подразделения и ввод коэффициента участия для сотрудников (такая политика направлена на улучшение корпоративного взаимодействия); либо оценка эффективности работы каждого из сотрудников и установление на ее основе системы оплаты труда по формуле «оклад + бонус».
Нематериальное стимулирование может заключаться в благодарности от руководства, профессиональном развитии, карьерном росте, наличии на предприятии корпоративной культуры и т.д.
Для того чтобы воздействие стимулов было максимально эффективным, необходимо разумно сочетать материальные и моральные стимулы.
Среди методов мотивации выделяют позитивную (любое выражение благодарности, денежные премии, продвижение по службе и т.д.) и негативную мотивацию (выговор, вычет из заработной платы, понижение по службе, увольнение и т.д.). В последнее время наблюдается переход управленцев к позитивной системе мотивации, так как согласно данным социологических исследований она улучшает работу сотрудников в 89% случаев, а негативная – в 11%.
Контрольные вопросы:
1. Что вы понимаете под мотивацией? Какую роль сыграли первоначальные теории мотивации в деятельности руководителей?
2. Сравните порядок стимулирования в теориях мотивации X, Y, Z.
3. Раскройте сущность известных вам содержательных теорий мотивации.
4. Какие процессуальные теории мотивации вы знаете? В чем их суть? Чем процессуальные теории мотивации отличаются от содержательных?
5. Из каких элементов состоит мотивационный механизм?
6. Какие элементы взаимодействуют в системе мотивации труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма? Что необходимо сделать кадровой службе для мотивирования труда персонала?
7. Объясните разницу между мотивацией и стимулированием. Назовите известные вам виды стимулов.
8. Дайте характеристику известных вам видов стимулирования труда, применяемых на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Задание для самостоятельной работы: раскройте на примерах из практики механизм мотивации персонала; проанализируйте собственную учебу (работу) с точки зрения ее мотивационного потенциала; разработайте систему стимулов для активизации своей деятельности.