Организационно-экономическая сущность СМ

Стратегический менеджмент (СМ) – система поведения предприятия (П) на длительный период времени, означающая

§ выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития (НР) и

§ механизма выживания (МВ) в рыночных отношениях

СМ = НР + МВ

Выбор направления развития - это долгосрочные целевые установки (ЦУ) с учётом возможностей предприятия и внешней среды, формулирование стратегических задач (СЗ) для достижения целей и разработка мероприятий (М) для их реализации

НР = ЦУ + СЗ + М

Механизм выживания МВ – корректировка ЦУ, СЗ и М, он связан с новыми проблемами, возникающими при реализации ЦУ.

Длительность периода времени СМ может быть равна 1-3 г., 5-10 лет, 10-15 и 15-20 лет. Общепринятым в РФ и за рубежом является период 2-5 лет.

Стратегический менеджмент. СМ опирается на 3 основных направления экономического развития предприятия:

1-е направление – диверсификация экономической деятельности П, т.е. расширение разнообразия выпускаемой продукции (может выходит за рамки основной номенклатуры, напр. ТНП на з-де "Компрессор")

(Диверсификация (от лат.diversus – разный и facere – делать), т.е. делать разное.)

При этом ЦУ являются:

1)Увеличение общего объёма производства и продаж,

2)Увеличение доли в сложившемся рынке и освоение новых рынков сбыта.

2-е направление – диверсификация производства, т.е. расширение номенклатуры только по основной деятельности П.

Здесь ЦУ являются:

1) Уменьшение сроков освоения новых видов продукции,

2) Увеличение объёмов их производства,

3) Проникновение на новые рынки сбыта и

4) Вытеснение устаревших видов продукции.

3-е направление – максимальное использование возможностей существующего производства и существующих рынков сбыта. Критерий – прирост прибыли в установленный период СМ.

Стратегические задачи. Формулирование СЗ – это выбор стратегических решений по внедрению новых технологий в производство и управление, совершенствование организации производства и управления, эффективности использования ресурсов - материальных, трудовых и финансовых - см. рис. 1.

Разработка мероприятий по реализации СЗ связана с их определением и распределением по временным периодам и ответственным исполнителям, что отражается в бизнес-плане СМ.

 
 


В бизнес-план СМ входят:

§ цели и задачи СМ,

§ характеристики продукции, оценка конъюнктуры рынка (конъюнктура – лат: conjuncture – связывать – экон. ситуация на рынке:уровень спроса и предложения, цены, объёмы продаж.),

§ производственная программа,

§ ресурсное обеспечение,

§ финансовый план,

§ организационный план реализации ЦУ и др.

Бизнес-план – основной документ, который раскрывает организационно-экономическую сущность СМ как одной из функциональных систем управления П.

Организационная сущность СМ – это строго регламентированная последовательность разработки составных частей бизнес-плана с указанием подразделений П, ответственных за выполнение своих разделов и установление взаимоотношений с внешними организациями – администрация региона, банки, поставщики оборудования, ресурсов, технологий, экологические службы и др.

Экономическая сущность СМ – расчёт комплекса показателей всех разделов бизнес-плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: