Состояние микросреды организации

Таблица 4.1

Факторы косвенного воздействия не действуют непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, в отличие от факторов прямого воздействия. Тем не менее их приходится учитывать при управлении организацией. Влияние факторов косвенного воздействия обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. Например, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. коренным образом изменила общественное мнение по отношению к АЭС и соответственно повлияла на развитие атомной энергетики в ряде регионов. Кроме того, последствия аварии оказали и оказывают существенное воздействие на экономику страны в целом, в том числе это отражается на деятельности практически всех отечественных предприятий через соответствующие отчисления в бюджет для ликвидации этих последствий.

К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учетом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические события (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Факторы косвенного воздействия

Технология является одновременно внутренней переменной организации и фактором внешней среды косвенного воздействия. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, расширяя возможности производства существующих товаров и услуг, создает условия для появления новых товаров, повышая тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет требования к их новизне и качеству. Увеличение скорости изменения технологии в последние десятилетия объясняется ростом образования населения и, как следствие, увеличением числа ученых. Наукоемкие организации должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность, всем организациям необходимо творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности. При проведении технологического анализа окружающей среды организация должна обращать внимание на следующие характеристики:

· государственные расходы на НИОКР;

· выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий;

· новые открытия и изобретения (национальные и мировые);

· совершенствование существующих товаров;

· рост числа техногенных катастроф;

· скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование ¾ производство»);

· скорость выхода продукции на рынок (длина первых стадий жизненного цикла изделий).

Примерами новых технологий, которые существенно отразились на деятельности организации и общества в целом, могут служить: компьютерная, лазерная, микроволновая и полупроводниковая технологии, интегральные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических видов топлива и продуктов питания, генная инженерия, новые материалы, биотехнология и др.

Состояние экономики в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. При этом возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Экономическая среда воздействует на деятельность организации, в частности:

· на саму организацию, однако влияние подъема, спада, кризиса экономики не однозначно, общий экономический спад может привести к подъему экономики организации, и наоборот;

· покупательскую способность населения;

· стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);

· возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита);

· валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;

· спрос, предложение и цену товаров;

· возможность получения организацией внутренних и внешних займов;

· условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

Любая организация существует, по крайней мере, в одной социокультурной среде, поэтому социокультурные события, в числе которых преобладают система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения, влияют на организацию.

Система ценностей определяет практику деятельности организации, ее руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно для организации (например, «главное для нас ¾ довольный потребитель»).

Соблюдение населением традиций дает организации возможность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать его с ее сегодняшними задачами.

Большое значение имеет учет организацией ее жизненных установок. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормативными и неизбежными спутниками в деятельности организации, но ведь возможны и противоположные установки.

На деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, существует отрицательное отношение к руководителям определенных возрастных групп (молодым, пожилым), руководителям-женщинам и т. д.

Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.

Влияние политических событий проявляется в следующих направлениях:

· создает благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;

· определяет наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенную политику;

· обусловливает отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности;

· определяет формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.

В связи с переходом России к рыночным отношениям внешняя среда организаций резко изменилась. Она отличается от других стран, развивающих эти отношения на протяжении многих десятилетий и уже умеющих противостоять воздействиям факторов внешней среды.

Особенности среды внешнего окружения заключаются в ее сложности и подвижности, а также неопределенности. Менеджерам приходится учитывать очень большое число факторов, в том числе высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократию, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. Это очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами.

Законодательство в России, в частности налоговое, настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать на его изменения. Законы в Российской Федерации изменяются чуть ли не каждую неделю. Штат бюрократического аппарата в нашей стране настолько вырос и преобладание вертикальных связей в государственном аппарате столь велико, что некоторые люди не могут открыть свое дело, а организации должны отчитываться не перед одним, а несколькими чиновниками. Все больше проявляется коррупция в органах государственной власти.

Трудности в поисках источников финансирования обусловлены экономическим и политическим кризисом, происходящим в настоящее время. Курс рубля падает, поэтому организациям невыгодно брать кредиты в банках, так как проценты, под которые он выдается, очень высоки.

Серьезной проблемой является нахождение хороших работников, особенно менеджеров-профессионалов. У нас в России их единицы. Это объясняется тем, что ранее не проводилась специальная подготовка людей, способных управлять в условиях рыночной экономики. Только сейчас, понимая возникшую проблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев, которые могут проанализировать влияние макросреды на работу организации (табл. 4.2).

С этими факторами сталкиваются не только отечественные организации, но и зарубежные предприниматели, которые предполагают начать свою деятельность в России. Они должны быть готовы к проблемам и препятствиям, которых не существует у них в стране. К этим факторам относятся надежность деловых партнеров и поставщиков, банковское обслуживание, валютно-финансовые операции, преступность против бизнеса, этические проблемы. Они также должны учитывать то, что их российские партнеры могут придавать меньшее значение проблемам, важным с их точки зрения, таким как управление персоналом, реклама, несправедливая конкуренция, повышение квалификации работников, а также их обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: