Технологический процесс предприятий морского и речного транспорта

Технологический процесс транспортных предприятий

Флот и порты - это главные элементы производственного процесса. От их работы в основном зависит эффективность осуществления процесса транспортировки грузов. Другие звенья морского транспорта обеспечивают работу этих двух подразделений.

Рассмотрим технологические процессы, свойственные этим двум элементам, по основным операциям и приемам.

Технологический процесс работы судна:

- подача судов под погрузку - распределение судов для перевозок и установление сроков постановки их под погрузку исходя из графика движения судов, их позиций и ситуации в портах;

- движение судов от исходных позиции с портами и перестановка их в порту;

- оформление прихода, маневрирование акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;

- подача извещения о готовности судна к грузовым операциям;

- стоянка судов под погрузкой - подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, а также судовых грузовых устройств;

- проверка готовности грузовых помещений;

- осмотр грузов с целью определения возможности их принятия к морской перевозке;

- работа грузовыми средствами судна;

- размещение и штивка груза в трюмах;

- крепление груза;

- закрытие люков;

- укладка и крепление грузовых стрел и судовых кранов по-походному;

- оформление грузовых документов;

- подготовка судов к рейсам - подбор карт и пособий;

- расчет курсов следования;

- выяснение обстановки плавания;

- бункеровка топливом, снабжение водой, материалами, инвентарем, продовольствием;

- определение и уничтожение девиации;

- подача заявок на буксир;

- оформление отхода;

- выход судов из порта - подготовка судовой энергетической установки; подготовка к буксировке для отшвартовки и отхода от причала;

- маневрирование на акватории порта и выход из него, т.е. завод буксирных канатов, отшвартовка, отход от причала, маневрирование, выход из порта;

- движение судна (плавание) - включает все операции по управлению судном в период плавания.

Рабочие процессы: вход судов в порты разгрузки и стоянки судов под разгрузкой - состоят из операций, аналогичных операциям, имеющим место в рабочих процессах при выходе судов из порта и их стоянке под погрузкой.

Рассмотренные операции каждого рабочего процесса являются наиболее характерными для большинства случаев. Однако в каждом конкретном случае возможно как отсутствие некоторых из рассмотренных операций, так и появление дополнительных операций. К примеру, при характеристике технологического процесса работы наливного судна дополнительно появляются операции связанные со шланговкой, а также взятием контрольных проб груза.

В целях экономии стояночного времени весьма часто совмещают отдельные операции, входящие в различные рабочие процессы. Наибольшее распространение имеет совмещение операций, связанных с подготовкой, судна к грузовым операциям, рейсам, с операциями, входящими в рабочие процессы.

Часто совмещают операции в пределах одного рабочего процесса или двух смежных рабочих процессов. Например, оформление грузовых документов, бункеровку, снабжение водой, материалами, продовольствием обычно проводят в период грузовых работ.

Технологический процесс работы порта:

- прием грузов к перевозке - распределение грузов между различными районами, участками, складами порта в соответствии с планом перевозок;

- подготовка порта, отдельных его районов, участков, причалов, складов, перегрузочных механизмов и устройств к приему грузов;

- прием груза от отправителя, включая перегрузку, взвешивание, маркировку и другие операции;

- оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;

- подготовка порта к приему судов - подготовка причалов, грузов и технических средств, необходимых для погрузки грузов в судно;

- сосредоточение грузов и механизации;

- составление грузовых планов;

- загрузка судов в порту - согласование грузового плана;

- распределение механизмов и рабочей силы;

- доставка грузов к причалу, погрузка, укладка и штивка их в трюмах;

- оформление грузовых документов на судне;

подготовка отхода судна, бункеровка топливом, снабжение водой;

- оформление грузовых документов в порту с последующей их доставкой на судно;

- подготовка технических средств и проведение подготовительных мероприятий, связанных с отшвартовкой судна и его выходом из порта;

- осмотр судна и оформление отхода.

Остальные рабочие процессы порта - подготовка его к приему груженых судов, выгрузка грузов и сдача их получателю - состоят в основном из операций, аналогичных рассмотренным выше при характеристике соответствующих рабочих процессов. Некоторые изменения в составе операций этих процессов вызываются главным образом технологией выполняемых работ. К примеру, при подготовке порта к приему груженого судна возникает необходимость в проведении операций, связанных с подготовкой (подачей) порожних железнодорожных вагонов, подготовкой складских помещений.

В технологическом процессе работы порта, как и судна, возможно совмещение процессов, операций и приемов. Совмещению подлежат прежде всего те операции, которые могут выполняться параллельно. Например, иногда можно совместить операции, связанные с приемом грузов к перевозке, с операциями, входящими в такие рабочие процессы, как прием судов и их загрузка. Отдельные операции, связанные с загрузкой судов, могут быть совместимы с операциями по подготовке отхода судна. В выполнении большинства операций одновременно участвует судовой экипаж и коллектив порта.

Главное при организации транспортного процесса - не только увязать все операции в технологической последовательности, но и добиться их четкой согласованности во времени, обеспечив тем самым выполнение перевозки грузов в минимальные сроки. Именно в совмещении и устранении отдельных операций, тесной увязке их в технологической и временной последовательности кроются важнейшие резервы, использование которых позволяет повысить эффективность работы морского транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: