Структурные и функциональные предпосылки развития организма.
Развитие организма включает в себя как постепенные количественные изменения (например, увеличение числа клеток в процессе роста и дифференцировки тканей), так и качественные скачки. В процессе возрастного развития морфологическое усложнение живых структур приводит появлению качественно новых функций. Так, развивающийся головной мозг ребенка приобретает способность к абстрактному мышлению.
Основные закономерности возрастных изменений организма связаны с неравномерным (гетерохронным) созреванием отдельных органов и систем, с этапными возрастными скачками и ускорением темпов биологического развития в современную эпоху (акселерация).
Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования. Гетерохронность возрастного развития получила убедительное теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина о системогенезе. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают функциональные системы, которые обеспечивают выживание организма.
|
|
Под функциональной системой П.К. Анохин понимал функциональное объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которому достигается полезный приспособительный результат. Так, к моменту рождения функциональной зрелости достигает система, обеспечивающая акт сосания. Избирательное гетерохронное развитие морфологических структур, входящих в функциональные системы выживания после рождения, является наиболее существенной стороной системогенеза.
Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6-7 годам, тогда как эфферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода.
Индивидуальное развитие подвержено влиянию внешней среды и социальных факторов.
На темпы биологического созревания и старение оказывает влияние характер питания. Умеренное по калорийности, с сохранением полноценного белкового состава питание предупреждает наступление ранних старческих изменений. Избыточное питание. напротив, ускоряет инволюционные перестройки
|
|
Одним из главных результатов влияния социальных условий и факторов внешней среды на развитие человека является акселерация. Под акселерацией понимают ускорение темпов биологического развития детей, увеличение тотальных размеров тела, более позднее наступление инволюционных изменений в зрелом возрасте. Это явление как тенденция века, стало проявляться с конца 19 века и продолжается в настоящее время.
Акселерация сопровождается ускорением темпов полового созревания.
Положительное влияние акселерации на психическое развитие детей не получило признания у большинства специалистов. Неоспоримым является факт осведомленности детей. Однако, это скорее результат изменившихся социальных условий, расширение возможности получения информации за счет радио, телевидения, кино, компьютера.