Стратегические цели показывают будущее положение организации среди конкурентов.
Миссия – предназначение предприятия(для чего существует предприятие).
Функции стратегического менеджмента: стратегическое планирование(план увеличения конкурентных преимуществ), стратегический контроль, организация стратегической деятельности(чтобы реализовать план нужно организовать людей), стратегический анализ, коррекция стратегического плана.
Невозможно разработать стратегию без маркетинговой службы
Политика организации – правила принятия управленческих решений
Тактика – среднесрочное планирование
Процедуры
Правила
Бюджет
Управление по целям – мы даем руководителям цель, например, сменить оборудование и достичь какого-то уровня
Появился в 1965 году в США выходец из России Игорь Ансофф написал первую книгу «стратегическое планирование»
Организация – деятельность
Организация – явление
Организация – свойство
Деление функций: регламентирование деятельности, нормирование, инструктирование.
Разделение труда позволяет увеличивать производительность. Нужно определить технологию производства – последовательность выполнения операций, рассчитать их трудоемкость и разработать нормы труда.
Разделение труда в аппарате управления:
состав аппарата управления: менеджеры(составляют примерно 33% аппарата управления), специалисты(инженеры, экономисты, социологи(кадровики), юристы) – 60%, технические исполнители – 7%.
Менеджеры по уровню: топ менеджеры(все должности со словом «директор»; средний менеджмент(менеджеры по производству, финансам и так далее без слова «директор»); нижний менеджмент(мастера, зап супервайзер). Охрана и МОП – условно записываются в аппарат управления для статистики.
Разделение труда в аппарате управления: единицей труда является задача управления: состоит из 3 компонентов: вопрос, возникающий в процессе работы, метод решения задачи, исходная информация для решения задач. При наличии этих компонентов, то задача считается формализованной. Когда нет данных или метода, то задача называется «задачей принятия решения» - их решает менеджер. Случайные задачи возникают из-за проблемы.
Технология управления - это последовательность выполнения управленческих задач.
Принципы разделения труда в аппарате управления: по функциям, специализация(назначение одной работы одному работнику), по производственным подразделениям, по цели.
У специалистов разделение труда происходит путем распределения обязанностей. У менеджеров происходит распределение полномочий (право принятия решений об использовании ресурсов). Передача права от вышестоящих к нижестоящим – делегирование полномочий. Делегирование подчеркивает согласие нижестоящего менеджера взять полномочия и нести за это ответственность.
Менеджеру приписываются полномочия, работнику – обязанности.