Название | Мнение |
Теологическая 13 в. Фома Аквинский | Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать Божью волю. |
Патриархальная 17 в. Роберт Фильмер Аристотель | Процесс создания государства шел по патриархальному пути, то есть пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер власти правителя. |
Договорная 17 в. Томас Гоббс, Джон Локк | Государству предшествует состояние борьбы между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора. |
Органическая 19 в. Герберт Спенсер | Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема, усиления дифференциации, возрастания интеграции. |
Насилия 19 в. Людвиг Гумплович | Борьба за существование представляет главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя. |
Классовая 19 в. Карл Маркс | В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс. |
Диффузионная 19-20 вв. Фриц Гребнер | Государство возникает в результате передачи опыта управления большими массами людьми от одних народов другим, как следствие распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы мира, где раньше он не использовался. |
Психологическая 19-20 вв. Лев Петражицкий | Все социальные явления существуют исключительно в психике индивида. Право сочетает чувство обязанности с представлением о правомочии относительно других людей. Непосредственная связь права с государством отрицается. Любое формализованное действие, исходящее от любой социальной группы и сопровождаемое санкцией, относится к правовым явлениям. |
Инцестная 20 в. Клод Леви-Стросс | Исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы явилось введение запрета инцеста (кровосмешения). Поддержание этого запрета требовало наличия особой группы людей, которые бы контролировали его соблюдение и в случае необходимости применяли санкцию. В дальнейшем их функциональные обязанности расширились до управления обществом. |
Спортивная 20 в. Хосе Ортега-и-Гассет | Для восстановления потерь мужской части населения в войнах старейшины приглашали мужчин из других племен и устраивали между ними состязания. Победивших оставляли и делали полноправными членами общества. Для проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций. |
По видам:
|
|
|
|
Ø правовое государство;
Ø социальное государство.
Ø