Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.
ТОТАЛИТАРИЗМ И ДИКТАТУРА
ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ
1 Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из исторического тупика.
2 Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.
Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного "разрешено то, что не имеет отношения к политике".
3 В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
|
|
4 В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей послушание и профессионализм.
Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.
Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V – I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти.
Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 – 1945). Цели фашистского движения состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".
Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".
|
|
Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникновению тоталитаризма. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью.
Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции.
Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействий индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимости решения стратегической задачи исключительно важной для страны.
В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:
• единственная массовая партия;
• монопольно существующая и признанная всеми идеология;
• монополия на средства массовой информации;
• монополия на средства вооруженной борьбы;
• террористический контроль со стороны политической полиции;
• централизованная система контроля и управления экономикой.
Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, – принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной
нестабильности.