· Основные институты финансового права
Финансовое право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе фи- нансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый отдельный период развития.
С одной стороны, предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфиче- ских знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. С другой стороны, предметом финансового права являются общественные отношения, возни- кающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности по образованию, распре- делению и использованию фондов денежных средств. Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.
|
|
Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воз- действия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные от- ношения.
Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.
Система финансового права – нормы, закрепляющие финансовую деятельность, её задачи, методы, формы. Это группа норм, устанавливающих компетенцию финансовой деятельности:
|
|
1. Нормы финансового контроля.
2. Нормы финансовой ответственности.
3. Первый институт - бюджетное право (финансовое право не может существовать без бюджетного права).
4. Бюджетные и не бюджетные фонды.
5. Государственные фонды.
6. Государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы.
7. Банковское кредитование.
8. Денежное обращение и расчёт.
9. Валютное регулирование.
· правовые основы основы финансового контроля
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются:
-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
-повышение эффективности финансовой политики государства.
В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.
|
|
Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
-планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
-проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
-систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
-реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
· Правовое регулирование валютных правоотношений
В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. В сложной обстановке социально-экономических преобразований текущая валютная политика России основана на сочетании частичной либерализации валютных операций при сохранении валютных ограничений и контроля. Из традиционных форм валютной политики, известных в мировой практике, в России применяются валютные ограничения; регулирование режима валютного курса; девизная политика в форме валютных интервенций; управление золотовалютными резервами; регулирование степени конвертируемости рубля. Основной формой валютной политики России является ограничение операций с валютными ценностями, регулирование ввоза и вывоза валюты, в том числе и российской денежной единицы — рубля.
|
|
В этом плане основное регламентирующее значение среди законодательных актов в области валютных операций имеет закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который устанавливает принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
· Виды ценных бумаг и их правовой режим
В развитой экономике объектом имущественного оборота становятся не только вещи, но и имущественные права, в т.ч. выраженные в специальных документах (ЦБ). Основной особенностью ЦБ является тесная, неразрывная связь выраженных в них прав с документарной (бумажной) формой фиксации и, следовательно, передача (отчуждение) ЦБ является передачей самого права, а ее утрата – прекращением права.
Ценной бумагой (ст.142-149) признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. «Если бы право могло быть осуществлено беспрепятственно без бумаги, то ему незачем было искать воплощение в бумаге. Поэтому ЦБ следует считать не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой» (Г.Ф. Шершеневич, 1914).
ЦБ как документ относится к категории движимой вещи, при этом выраженное в ней право может касаться как движимости, так и недвижимости. Многие ЦБ (акции и облигации) как вещи определяются родовыми признаками, несмотря на возможность их индивидуализации (по номерам), но могут быть и индивидуально-определенными (вексель, выигравший лотерейный билет).
Для признания документа ЦБ он должен удовлетворять некоторым особым признакам, вытекающим из требований закона:
а) Литеральность ЦБ – требовать можно только того, что прямо обозначено в ЦБ, отсюда строгое установление и соблюдение формальных реквизитов, без соблюдения которых ЦБ становится недействительной (ЦБ – строго формальный документ);
б) Легитимация субъекта права – его узаконение в качестве управомоченного по ЦБ лица (способ обозначения, степень его определенности (именные или предъявительские ЦБ));
в) Необходимость презентации ЦБ – предъявления обязанному лицу для реализации выраженного в ЦБ права;
г) Абстрактность обязательства – поскольку отказ обязанного лица от исполнения закрепленного в ЦБ обязательства со ссылкой на отсутствие основания или его недействительности не допускается;
д) Автономность ЦБ – лицо, законно приобретшее ЦБ, получает по ней право требования, вне зависимости от прав на данную ЦБ предшествующего обладателя. Лицо обязанное не вправе противопоставлять такому приобретателю какие-либо возражения, основанные на его ПО с предшественниками.
е) Публичная достоверность ЦБ – т.е. участники ПО по ЦБ могут довериться ее формальным реквизитам, не принимая во внимание иных обстоятельств.
Виды ЦБ:
а) по способу легитимации: предъявительские ЦБ (удостоверенные ЦБ права может осуществить любой ее держатель, характеризуются повышенной оборотоспособностью, легитимация - предъявление), именные ЦБ (права удостоверенные ЦБ принадлежат прямо названному в ней лицу, оборотоспособность осложненная (в порядке цессии и совершения трансферта), легитимация – удостоверение тождества указанного в ЦБ лица с держателем) и ордерные ЦБ (права принадлежат обозначенному в ЦБ лицу, которое может само осуществить их или назначить управомоченным другое лицо своим распоряжением (приказом, ордером), легитимация через установление тождественности). Права по ОЦБ передаются посредством индоссамента – специальной передаточной надписи, который может быть ордерным, бланковым и препоручительным (не меняет управомоченного лица, а только поручает иному лицу осуществить предусмотренные ЦБ права.);
б) по содержанию ЦБ бывают: а) денежными (дают право требовать уплаты определенной суммы денег – вексель, облигация, чек) – фиксируют обязательственное право требования; б) товарораспределительные (выражают право на определенные вещи – закладная, складское свидетельство) – имеют вещно-правовое содержание; в) корпоративные (выражают право на участие в делах компании (акции и их сертификаты) – удостоверяют членские (корпоративные) права;
в) с точки зрения личности обязанных по ЦБ – а) Г и М ЦБ; частные ЦБ (ФД, ЮЛ, в т.ч. корпоративные);
г) производные ЦБ – закрепляют правомочия производные от основных ЦБ (купоны акций и облигаций, депозитарные расписки (на конвертацию одних ЦБ в другие в указанные сроки), фондовые варранты (покупка или продажа определенных ЦБ, по установленной цене в оговоренный срок);
г) экономическое значение ЦБ – торговые (денежные), товарораспределительные (товарные) и инвестиционные (фондовые или эмиссионные);
д) по форме: документарные и бездокументарные (ГЗ по образцу американского права разрешил их существование – ГКО, любые эмиссионные ЦБ)