• Основы административного права
• Административное право-
• Отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти
• Нормы административного права:
• Устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении
• Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов
• Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления
• Предмет административного права- совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти
• Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений
• Для административного права характерны следующие методы:
• Метод власти –подчинения (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому)
• Метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления)
• Метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении)
• Метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, принимают совместные действия в форме административного договора)
• Административно-правовая норма-
• Норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности
• Нормы административного права:
• Устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;
• Регулируют деятельность органов исполнительной власти;
• Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;
• Определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
• Источники административного права – юридические акты различных государственных органов, в которых содержаться административно-правовые нормы
• В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно-правовые нормы, источники административного права можно разделить на следующие группы:
• 1.Акты федеральных органов
а) законы Российской Федерации
б) подзаконные федеральные акты
2. Акты субъектов Российской Федерации
а) законы субъектов Федерации;
б) подзаконные акты субъектов РФ
3. Акты органов местного самоуправления –нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района. Виды актов:
а) распоряжения
б) решения
4. Международные акты
• Основным источником административного права является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятый 30.12.2001 года
• Административно-правовые отношения –
общественные отношения регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления
• Особенности административно-правовых отношений:
• В качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;
• Одна из сторон принимает решение и может применить принуждение в отношении другой стороны;
• Многие органы исполнительной власти обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;
• Административно- правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным;
• Споры разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке;
• В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов
• Субъект административного права- обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом
Субъекты могут стать субъектами административных правоотношений если имеют место:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
2. административная правоспособность и дееспособность субъекта;
3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений
• Субъекты административного права могут быть:
• Индивидуальными
• Граждане РФ
• Иностранные граждане;
• Лица без гражданства
• Коллективными
• Органы исполнительной власти
• Государственные предприятия, учреждения
• Общественные объединения;
• Трудовые коллективы;
• Органы местного самоуправления
• Административное правонарушение
• В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность
• Признаки административного правонарушения:
• Антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства является антиобщественным.
• Противоправность – заключается в свершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, которые охраняются мерами административного права
• Виновность – законодатель рассматривает противоправное деяние если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.
• Наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность
• Административная ответственность-
• Представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение
• Административная ответственность организуется на принципах:
• Законности;
• Равенства перед законом;
• Целесообразности ответственности;
• Неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;
• Индивидуализации мер ответственности;
• Гласности
• Особенности административной ответственности:
• Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах;
• Основание административной ответственности является административное правонарушение;
• Субъектами могут быть физические и юридические лица;
• За административные правонарушения применяются административные наказания;
• Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов исполнительной власти, а также судами;
• Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
• Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения
• За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказание, указанных в санкции статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях
• Виды административных наказаний:
• Предупреждение;
• Административный штраф;
• Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• Лишение специального права предоставленного физическому лицу;
• Административный арест;
• Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
• Дисквалификация;
• Приостановление деятельности юридического лица