Статья 2 Конституции 1995 г. провозглашает: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления».
Надо отметить, что, как и другие новые государственно-правовые институты, конституционное развитие института президентства имеет свои особенности и этапы развития.
Этапы становления института президентства.
Первый этап связан с принятием 24 апреля 1990 г. Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР», который закрепил: «Главой Казахской Советской Социалистической Республики является Президент Казахской ССР». Закон от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» провозгласил Президента «главой Казахской Советской Социалистической Республики, ее высшей исполнительной и распорядительной власти».
2 этап В связи с принятием Конституции 1993 г. статус Президента закреплялся следующим образом: «Президент Республики Казахстан является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти».
Наконец, в 1995 г. Республика Казахстан провозглашает себя государством с президентской формой правления.
На современном этапе центральное место в системе государственных органов Казахстана отведено Президенту Республики.
Помимо положений Конституции, в республике действует Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г.
Теперь Президент является главой государства, осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни. Обеспечивает соблюдение Конституции, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, незыблемости прав и свобод человека и гражданина.
Президент Республики Казахстан наделен конкретными полномочиями, позволяющими ему выполнять ту роль, которая отводится ему Конституцией. Специфика положения Президента в Казахстане состоит в том, что в силу своих полномочий он как бы стоит над ветвями власти, но в то же время участвует в функционировании каждой из них. Особенности правового статуса Президента Казахстана вызваны не просто стремлением укрепить президентскую власть. Во всяком случае, это не самоцель, хотя в печати при обсуждении Конституции 1995 г., да и после ее принятия, высказывались различные точки зрения. Так, О.Сулейменов считал: «Сосредоточение власти в одних руках для Америки не опасно, в Казахстане традиция пока иная. И потому американская модель президентской республики, примененная в условиях Казахстана, дает вовсе не американский результат, а вполне советский. Иначе говоря, — диктатуру исполнительной власти, при которой не законы правят, а личности.
Одной из характерных особенностей функционирования института президентства в Республике Казахстан является порядок его формирования. В соответствии с Конституцией 1995 г., а также Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан»
Президент Республики избирается совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно Закону Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. При этом кандидат в Президенты не может являться служителем какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом. Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд.
Однако данное ограничение не распространяется на первого Президента Республики Казахстан. Порядок избрания Президента подробно регулируется Конституционным законом « О выборах в Республике Казахстан».
В Республике Казахстан нет института вице-президента. Поэтому в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, а также его кончины исполнение обязанностей переходит к Председателю верхней Палаты Парламента — Сената, а если последний не может принять на себя эти обязанности, то они переходят к Премьер-Министру Республики. Деятельность исполняющего обязанности Президента ограничивается Конституцией. Так, он не вправе осуществлять роспуск Парламента Республики, назначить республиканский референдум, а также вносить предложения об изменениях и дополнениях Конституции Республики.