(ПРОФПРИГОДНОСТЬ)
Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.
Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (Профессиональная деформация).
Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.
|
|
Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА
По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. А иногда человек развивается и дальше становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.
Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.
|
|
Модель специалиста может включать:
• Профессиограмму — описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;
• Профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист;
• Квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты. Профессиограмма включает психограмму — описание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и трудограмму — описание труда.
ПСИХОГРАММА
Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Характеристики операциональной сферы специалиста:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.28-30.
ТРУДОГРАММА
1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.
6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.
9. Результат (продукт) труда - это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.
12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.
|
|
13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.
14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С. 26-28.