Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Лабораторная работа № 1

Цель работы: закрепление и систематизация знаний об основных понятиях дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», принципах, методах и средствах обеспечения безопасности.

Задание:

1. Обсудить теоретические вопросы по теме занятия.

2. Выполнить задания по теме занятия:

– «Термины и определения основных понятий в безопасности жизнедеятельности»;

– «Возможные последствия опасных ситуаций»;

– «Принципы обеспечения безопасности»;

– «Методы обеспечения безопасности»;

– «Средства обеспечения безопасности»;

– тестовые задания.

1. Задание «Термины и определения основных понятий в безопасности жизнедеятельности»

Примечание: знаком * отмечены вопросы, для которых следует выбрать несколько вариантов правильных ответов.

1.1. Заполните таблицу, отметив значком «V» правильные (П) и неправильные (НП) утверждения, касающиеся основных понятий курса «Безопасность жизнедеятельности»:

Утверждение

П НП
1 2
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
13    
14    
15    
16    
17    
18    

 

1.2. Подберите правильные ответы, расположенные в колонке 2, на вопросы колонки 1:

Вопросы Ответы

1

 
 
 
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  

2. Задание «Возможные последствия опасных ситуаций».

Установите наиболее характерные для города Братска опасности и проанализируйте возможные последствия их воздействия

 

Вид опасности по природе объекта, порождающего опасность Примеры опасностей, краткое описание и возможные последствия их воздействия
1.      
2.    
3.      
4.      

3. Задание «Принципы обеспечения безопасности».

Установите соответствие между принципами обеспечения безопасности и группой принципов по признаку реализации в приведенной далее таблице:

Группы признаков по признаку реализации

Принципы обеспечения безопасности

                         
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
* А. Ориентирующие                          
* Б. Управленческие                          
* С. Организационные                          
* Д. Технические                          

4. Задание «Методы обеспечения безопасности».

Определите, к какому методу обеспечения безопасности относятся средства и способы реализации методов в приведенной далее таблице

Средства и способы реализации методов

 

Методы обеспечения

безопасности

метод А метод Б метод В
1 2 3
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      
11      
12      
13      
14      
15      
16      
17      
18      

5. Задание «Средства обеспечения безопасности».

5.1. Определите, к какой категории средств защиты работающих: средствам коллективной защиты (СКЗ) или средствам индивидуальной защиты (СИЗ) относятся классы средств защиты работающих в приведенной далее таблице:

Наименование класса средств защиты работающих

СКЗ СИЗ
1 2
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
13    
14    

 

5.2. * Определите, каким классам средств коллективной защиты соответствуют средства коллективной защиты в приведенной далее таблице:

Наименование

средства

коллективной

защиты

Класс средства коллективной защиты

от воздействия механических факторов от повышенного уровня электромагнитных излучений от повышенного уровня ионизирующих излучений средства защиты от поражения электрическим током
1 2 3 4
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        
15        
16        
17        
18        

 

5.3. Определите, каким классам средств индивидуальной защиты соответствуют средства индивидуальной защиты в приведенной далее таблице:

 

Наименование

средства индивидуальной защиты

Класс средства индивидуальной защиты

органов дыхания ног рук органа слуха
1 2 3 4
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        

 

Порядок выполнения:

1. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе обсуждения вопросов, рекомендованных для самостоятельной работы при подготовке к лабораторной работе и выполнения заданий 1-6.

2. Письменно выполнить вышеперечисленные задания, используя конспекты. Правильные утверждения отметить значком «V».

3. Оформить отчет по лабораторной работе в рукописной форме.

Форма отчетности:

отчет по лабораторной работе на листах А 4 в рукописной форме; конспект, включающий определения основных понятий, классификацию принципов обеспечения безопасности, перечень средств защиты работающих; защита лабораторной работы в форме собеседования с преподавателем на основе контрольных вопросов для самопроверки или выполнение тестовых заданий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проработать материалы лекций, рекомендуемые источники и литературу, предложенную в качестве основной и дополнительной с целью изучения материала по теме занятия.

2. Подготовить краткий конспект по теме занятия, включающий определения основных понятий в безопасности жизнедеятельности, классификацию принципов обеспечения безопасности, перечень средств защиты работающих, сведения, требующиеся для запоминания и являющиеся основополагающими в данной теме по вопросам для подготовки к лабораторной работе.

3. Изучить классификацию принципов обеспечения безопасности по признаку реализации (ориентирующие, технические, организационные, управленческие). Ознакомиться с определениями понятий принципов каждой группы. Заполнить приведенную далее таблицу:

Ориентирующие Технические Организационные Управленческие
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.
5. 5. 5. 5.
6. 6. 6. 6.
7. 7. 7. 7.
8. 8. 8. 8.

9.

9.

9. 9.
10. 10.

4. Изучить перечень основных видов средств защиты, входящих в классы средств коллективной и индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011-89.

5. Подготовиться к выполнению и защите работы (выполнению тестовых заданий и (или) устному (письменному) опросу на контрольные вопросы для самопроверки).

6. Подготовить титульный лист для отчета.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к лабораторной работе

1. При подготовке к лабораторной работе рекомендуется использовать материалы лекций раздела 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», рекомендуемые ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и литературу, предложенную в качестве основной и дополнительной. Проработку материала следует проводить по вопросам для подготовки к лабораторной работе. Усвоение материала следует проверить по контрольным вопросам для самопроверки и вопросам тестовых заданий.

2. Ответы на тестовые задания рекомендуется оформлять в виде таблицы:

Номер тестового задания Варианты ответов
   

Вопросы для подготовки к лабораторной работе

1. Основные термины, понятия и определения в области безопасности жизнедеятельности.

2. Опасность: определение, источники формирования опасностей. Классификация опасностей: по природе объекта, порождающего опасность, по характеру воздействия на человека, по времени реализации (времени проявления отрицательных последствий), по локализации, по структуре, по реализуемой энергии, по степени завершенности процесса воздействия опасности.

3. Принципы обеспечения безопасности и их классификация по признаку реализации (ориентирующие, технические, организационные, управленческие).

4. Варианты взаимного расположения зоны проявления опасности и зоны пребывания работающего.

5. Методы обеспечения безопасности (метод пространственного и временного разделения гомосферы и ноксосферы, метод нормализации ноксосферы за счет исключения опасностей, метод, включающий средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности).

6. Средства обеспечения безопасности (средства защиты работающих: средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты, приспособления для обеспечения безопасности).

Рекомендуемые источники

1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Российская газета, N 295, 29.12.2010.

2. ГОСТ 12.0.002-2014. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения: утв. приказом Росстандарта от 19 октября 2015 года N 1570-ст. Введ. 2016-06-01. М.: Стандартинформ, 2016. 32 с.

3. ГОСТ 12.4.011-89. Средства защиты работающих. Введ. 1990-07-01. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

Основная литература

1. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2016. — 704 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/81560.

Дополнительная литература

2. Каракеян, В. И.Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум / В. И. Каракеян,

И. М. Никулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 330 с.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям «безопасность жизнедеятельности» и «опасность»?

2. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки?

3. Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности?

4. Перечислите основные понятия курса БЖД?

5. Сформулируйте аксиому о потенциальной опасности деятельности?

6. Укажите, в чем разница между фактором и опасностью?

7. В виде чего реализуются опасности?

8. Перечислите свойства опасностей?

9. Что такое таксономия опасности?

10. Укажите классификацию опасностей по степени завершенности процесса воздействия опасности?

11. Что понимается под идентификацией опасности?

12. Что такое квантификация опасности? Какие приемы квантификации применяются?

13. Дайте определение понятиям «гомосфера» и «ноксосфера»?

14. Дайте определение понятия «принцип обеспечения безопасности»?

15. На какие классы по признаку реализации можно разделить принципы обеспечения безопасности?

16. Какие методы обеспечения безопасности Вы знаете? Какими способами можно реализовать каждый из них.

17. Объясните, какие средства обеспечения безопасности относятся к коллективным средствам, а какие – к индивидуальным? Приведите примеры основных коллективных и индивидуальных средств защиты.

Вопросы тестовых заданий для защиты лабораторной работы № 1

«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»

Задание 1. (выбрать два варианта ответа из предложенного множества)

Здоровье – это…?

варианты ответа:

Задание 2. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: