Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри

- развивать дискурсивную компетенцию школьников: умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению) – Расскажи сказку «Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику; профессору, который не верит в чудеса; очень занятому деловому человеку; умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре – например устное монологическое высказывание в жанре «объяснение», или письменное в жанре «аннотация»;

- сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А. Ладыженской система обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрывать тему высказывания; раскрывать основную мысль высказывания; собирать материал к выказыванию; систематизировать собранный к высказыванию материал; совершенствовать написанное; строить высказывание в определенной композиционной форме; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко. (Т.А. Ладыженская. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974, 256., С.62). Необходимо учитывать, что сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому уже в пятом классе учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Определенное в программе количество классных сочинений имеет рекомендательный характер, учитель вправе скорректировать это количество.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно.  Приведем пример тем сочинений, используемых учителем в практике работы по данному учебнику:

 

№ п/п Раздел программы Темы сочинений
3. Легенда. Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (задание учебника, с. 27 (II часть)
5. Лирическое стихотворение. Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»)
6. Роман, повесть, рассказ. Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (задание «Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой…» (с. 123 (II часть) или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.

 

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. Считаем обязательным обратить на это внимание учителей, преподающих литературу в пятом классе, потому что именно на этом этапе допускаются те недоработки, которые затем приводят к недоумению: почему же школьники не умеют писать сочинение. Мы знаем, как научить писать сочинение, а знаем ли мы, как его… проверить? Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю сакраментального вопроса «За что?» - сочинение писалось напрасно.

Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: