Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.
Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.
Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.
Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подход
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтениеразвитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
|
|
Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
В отличие от педагогики, направленной на воспитание человека и формирование личности, психология исследует преимущественно механизмы этих процессов.
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы:всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Если социальная психология изучает человека среди людей, то психология личности - изучает человека как такового, личного, использующего социум, а не подчиняющегося ему, растущего с помощью социума, а не только его воспроизводящего. В психологии личности четыре основных раздела.
1. Психология индивидуальных различий изучает типы личности, особенности характера и темперамента, отличия в способностях, мышлении, памяти, восприятии, переживаниях и чувствах.
2. Структура личности: каковы мои мотивы и другие механизмы моего поведения?
3. Развитие личности: как человек становится личностью, что обеспечивает рост и развитие личности? Жизненный путь личности - это когда-то рост и развитие, когда-то горизонтальное движение по жизни: по течению или против него, а когда-то проблемы и деградация. У каждых своих этапов развития личности и у каждого своего уровня.
4. Управление собой: управление собственным состоянием, своими эмоциями и своим поведением: умение себя организовать и замотивировать.