Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным, выдам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:
1) активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
2)большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
3)расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
4)своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Сущность способностей
При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки.
Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, - лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть человек только с определенными способностями.
Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Способности бывают специальные и общие.
Специальные (профессиональные) способности - это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
Общие способности - это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т.п.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью .
Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей - задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.
Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.