V. Обобщение и подведение итогов урока

I. Организация класса

Здравствуйте, садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

(домашнего задания не было, так как учащиеся на предыдущем уроки писали сочинение).

Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, вспомните, что называется сложным предложением. Приведите пример.

Отвечает Быстров Никита: Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более грамматических основ, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Учитель: какие виды сложных предложений вы знаете?

Отвечает Зимина Дарья: предложения бывают сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Учитель: посмотрите на доску, там записано пять предложений. Прочитайте предложения и разделите их на 2 группы.

Предложения:

1) Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

2) Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

3) Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4) Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

5) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

 

Учащиеся делят предложения на группы. 

Ответ Старостиной Людмилы: Первое, третье, четвертое и пятое предложения сложные, второе – простое.

 

Учитель: правильно, а теперь из этих предложений выберите только сложносочиненные предложения, назовите номера этих предложений, докажите.

Учащиеся:  1,3, 4 – эти сложные предложения являются сложносочиненными, так как между частями простых предложений стоит сочинительный союз И.

 

Учитель: вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Понятие о сложносочиненном предложении».

 







III. Изучение нового материала.

Ребята, попробуйте сами сформулировать определение сложносочиненного предложения.

Выслушиваются ответы учащихся.

Хорошо, ваши все ответы верные. Давайте прочтем определение в учебнике на странице 35 и посмотрим, может быть мы чего-то не знаем или забыли отметить.

Читает правило Дуркина Анастасия.

Учитель: что нового для себя вы узнали из данного определения:

Ответ учащихся: ничего, это все нам было известно ранее.

Учитель: конечно, ребята, с данным понятием вы встречаетесь не первый раз, все данные, изложенные в учебнике вам известны, нам необходимо все вспомнить и научиться применять на практике. Поэтому переходим к выполнению упражнений.

IV. Закрепление.

Выполнение упражнения 60. Задание. Из двух простых предложений составьте сложносочиненное предложение. Составить схемы.

1. Шел дождь. Дул ветер.

2. Брат читал. Сестра писала.

3. Я оказался один в квартире. И это позволило мне петь полным голосом.

4. Большинство растений из-за очень жаркой погоды засохло. Лишь в некоторых из них теплилась жизнь.

Выполнение упражнения у доски.

Ожидаемый результат:

1. Шел дождь, и дул ветер. [ ], и [ ].

2. Брат читал, а сестра писала.[ ], а [ ].

3. Я оказался один в квартире, и это позволило мне петь полным голосом. [ ], и [ ].

4. Большинство растений из-за очень жаркой погоды засохло, и лишь в некоторых из них теплилась жизнь. [ ], и [ ].

Следующее задание творческого характера. Вам необходимо по предложенным схемам составить сложносочиненные предложения, чтобы получился связный текст.

1. [ ], и [ ].

2. [ ], но [ ].

3. [ ], а [ ].

По окончании выполнения задания проводится проверка.

Следующее задание немного сложнее, чем предыдущее, в представленных предложениях будут даны составные сочинительные союзы.

Ваша задача найти эти союзы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и составить схемы. Работа у доски.

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

То [ = - ], то [ = - ].

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

Ни [ - = ], ни [ = ].

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.Не только [ - = ], но и [ - = ].

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Либо [ - = ], либо [ - = ].

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.[ = - ], да [ = -].

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ - = ], зато [ = ].

Учитель: теперь задание будет иного характера. Я вам раздаю карточки, вам нужно списать предложения и расставить знаки препинания, определить вид предложения.

Карточка.

1. То светило солнце, то шел дождь.

2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны.

3. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой.

После выполнения задания.

Ребята, обратите внимание на доску.

На доске записано предложение.

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Я в этом предложении не поставила запятую целенаправленно, подумайте и скажите, почему в этом предложении не нужно ставить запятую?

Выслушиваются ответы учащихся.

Комментарий учителя:

Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

1. Если его части объединены общим второстепенным членом.

2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

o Это кто такие и что им надобно?

o Как хороша эта девушка и как она умна!

o Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Давайте попробуем применить эти знания на практике.

Задание. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.

1. Становилось жарко и я поспешил домой.

2. Сумерки приближались и надо было торопиться.

3. Вот крик и снова все затихло.

4. От кого письмо и что в нем сообщается?

Ответ учащихся: запятая не нужна в четвертом предложении, так как обе его части являются вопросительными.

Именно с этого мы начнем наш следующий урок, а сейчас подведем итог.

V. Обобщение и подведение итогов урока.

1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

Ответ учащегося (Яновская Валерия): сегодня мы вспоминали, что такое сложносочиненное предложение, союзы в ССП.

2. Перечислите союзы СПП.

Ответ учащегося (Малюта Данил): союзы бывают простые и составные. Простые и, а, но, да, зато. Составные: ни…ни, то…то, не то…не то и т.д.

3. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

3. Ответ учащегося (Фадеев Сергей): мы узнали, что между частями сложного предложения не всегда ставится запятая, например, если его части объединены общим второстепенным членом, и если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке. На следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся союзы в ССП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: