1.4.1 Выбор способов, приемов и средств создания мотивации
Вкачестве способов и приемов создания мотивации наиболее часто используются:
· беседы, отражающие связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и производства;
· показ недостаточности имеющихся знаний на основе проблемной ситуации;
· экскурсы в историю;
· использование занимательных примеров, сравнений, парадоксов;
· использование художественной, научно-технической, научно-популярной литературы, а также произведений искусства;
· демонстрация интересных опытов;
· дискуссии и др.
Следует указать, какие средства мотивации учебной деятельности необходимы для этого.
Таковыми могут быть:
· примеры из практической деятельности;
· проблемные ситуации, проблемные вопросы;
· кино- или видеофрагменты, слайды;
· занимательные опыты;
· данные научной, художественной литературы и др.
Их краткое содержание (описание или изображение) следует привести в ПРИЛОЖЕНИИ к курсовой работе.
1.4.2 Установление степени проблемности учебного материала
|
|
На основании краткого конспекта учебного материала и структурно-логической схемы (или схем) следует установить:
– понятия,формируемые преподавателем. Необходимо далее указать,какие из нихпредполагается формировать методами проблемного обучения;
– понятия, которые осваиваются учащимисясамостоятельно. Необходимо указать, какими способами: а) работа с учебной литературой, с опорными конспектами и др. или б) частично-поисковыми или исследовательскими методами.
В случае использования проблемных ситуаций, проблемных вопросов при объяснении, закреплении, формировании умений и навыков следует привести их содержание в ПРИЛОЖЕНИИ. Впоследствии при заполнении технологической карты на них делаются ссылки.
1.4.3 Выбор средств усиления новизны и занимательности учебного материала
Следует перечислить средства усиления новизны изанимательности учебного материала. Таковыми могут быть факты из биографии ученых и практиков, история открытия, неожиданные области применения, курьезы и т. д. Ими могут быть и некоторые из перечисленных средств создания мотивации, а также и другие средства, определяемые педагогом для конкретных ситуаций, исходя из специфики предметного содержания урока. Их краткое описание или изображение также приводится в ПРИЛОЖЕНИИ.
2 ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
Проект методических решений
Методические решения разрабатываются в соответствии с педагогическим замыслом, психологическим анализом учебного материала и дидактической структурой учебного занятия (п. 1.2.3). Методические решения раскрывают содержание и порядок осуществления каждого этапа учебного занятия. Их следует кратко описать в произвольной форме, указав при этом выбранные методы, приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная, парная, фронтальная, в малых группах и т. д.).
|
|
Например, на этапе «Подготовка учащихся к работе на основном этапе» актуализация опорных знаний может быть реализована с помощью фронтальной беседы, обсуждением производственной ситуации, посредством демонстрации и обсуждения видеофрагмента и др. Способ мотивации учебной деятельности определен слушателем при осуществлении психологического анализа учебного материала (см. п. 1.4.1).
На этапе «Формирование новых знаний» способами взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся может быть объяснение с элементами демонстрации, беседа, самостоятельная работа с опорным конспектом, работа в малых группах и др. Для этапа закрепления – фронтальная беседа, фронтальное решение задач, обсуждение проблемной ситуации, индивидуальное решение задач с последующим взаимоконтролем и др.
При проектировании методических решений следует ориентировочно определить время в минутах, отводимое на каждый этап занятия, которое впоследствии при заполнении технологической карты следует уточнить и детализировать.
При наличии этапа информирования о домашнем задании необходимо обосновать его объем и содержание. Домашнее задание разрабатывается в зависимости от специфики содержания учебного материала на данном и последующем уроке. При определении содержания домашнего задания следует указать:
а) новизну материала (материал, изученный на учебном занятии или неизученный, который может носить опережающий характер либо быть дополнительным);
б) характер деятельности (репродуктивный или продуктивный);
в) форму выполнения задания (письменная, устная, практическая);
г) степень выборности домашнего задания (одновариантное, вариативное, дополнительное).
Описание содержания домашнего задания приводится в ПРИЛОЖЕНИИ к курсовой работе.
План учебного занятия и технологическая карта
На основании спроектированных методических решений разрабатывается план учебного занятия (приложение Д) и технологическая карта (приложение Е).
Графа «Этапы занятия» технологической карты соответствует дидактической структуре учебного занятия (п. 1.2.3).
Например:
1. Организационный этап
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
4. Формирование новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания изученного материала
5. …………………………………………………………………………….
Графа «Методическое решение» заполняется в соответствии с п. 2.1 в виде способов взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся.
Графа 3 и 4 заполняется для каждого методического решения. При заполнении графы 3 возможно использовать Опорную таблицу, приведенную в приложении Г.
Графа «Методическое обеспечение» содержит перечень средств, используемых на учебном занятии. Это могут быть карточки-задания, вопросы и эталоны ответов, тесты, содержание проблемных ситуаций, рисунки, исторические экскурсы, слайды учебных презентаций, схемы, эскизы, содержание домашнего задания и т. д. Рядом дается ссылка на приложение, в котором приведено изображение или содержание указанных средств.
Графа «Результаты обучения» заполняется для тех этапов занятия, где проводится проверка и контроль усвоения знаний и способов деятельности. В ней содержатся указания о правильности ответов или выполненных учебных заданий со ссылкой на эталоны, приведенные в приложении к курсовой работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нем следует кратко изложить результаты проделанной работы, сделать выводы о ее практической значимости.