Психологический анализ учебного материала

1.4.1 Выбор способов, приемов и средств создания мотивации

Вкачестве способов и приемов создания мотивации наиболее часто используются:

· беседы, отражающие связь изучаемого с жизнью, достижениями нау­ки и производства;

· показ недостаточности имеющихся знаний на основе проблемной ситуации;

· экскурсы в историю;

· использование занимательных примеров, сравнений, парадоксов;

· использование художественной, научно-технической, научно-попу­лярной литературы, а также произведений искусства;

· демонстрация интересных опытов;

· дискуссии и др.

Следует указать, какие средства мотивации учебной деятельности необходимы для этого.

Таковыми могут быть:

· примеры из практической деятельности;

· проблемные ситуации, проблемные вопросы;

· кино- или видеофрагменты, слайды;

· занимательные опыты;

· данные научной, художественной литературы и др.

Их краткое содержание (описание или изображение) следует привести в ПРИЛОЖЕНИИ к курсовой работе.

1.4.2 Установление степени проблемности учебного материала

На основании краткого конспекта учебного материала и структурно-логической схемы (или схем) следует установить:

– понятия,формируемые преподавателем. Необходимо далее указать,какие из нихпредполагается формировать методами проблемного обучения;

– понятия, которые осваиваются учащимисясамостоятельно. Необходимо указать, какими способами: а) работа с учебной литературой, с опорными конспектами и др. или б) частично-поисковыми или исследовательскими методами.

В случае использования проблемных ситуаций, проблемных вопросов при объяснении, закреплении, формировании умений и навыков следует привести их содержание в ПРИЛОЖЕНИИ. Впоследствии при заполнении технологической карты на них делаются ссылки.

1.4.3 Выбор средств усиления новизны и занимательности учебного материала

Следует перечислить средства усиления новизны изанимательности учебного материала. Таковыми могут быть факты из биографии ученых и практиков, история открытия, неожиданные области применения, курьезы и т. д. Ими могут быть и некоторые из перечисленных средств создания мо­тивации, а также и другие средства, определяемые педагогом для конкретных ситуаций, исходя из специфики предметного содержания урока. Их краткое описание или изображение также приводится в ПРИЛОЖЕНИИ.

 

2 ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ

Проект методических решений

Методические решения разрабатываются в соответствии с педагогическим замыслом, психологическим анализом учебного материала и дидактической структурой учебного занятия (п. 1.2.3). Методические решения раскрывают содержание и порядок осуществления каждого этапа учебного занятия. Их следует кратко описать в произвольной форме, указав при этом выбранные методы, приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная, парная, фронтальная, в малых группах и т. д.).

Например, на этапе «Подготовка учащихся к работе на основном этапе» актуализация опорных знаний может быть реализована с помощью фронтальной беседы, обсуждением производственной ситуации, посредством демонстрации и обсуждения видеофрагмента и др. Способ мотивации учебной деятельности определен слушателем при осуществлении психологического анализа учебного материала (см. п. 1.4.1).

На этапе «Формирование новых знаний» способами взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся может быть объяснение с элементами демонстрации, беседа, самостоятельная работа с опорным конспектом, работа в малых группах и др. Для этапа закрепления – фронтальная беседа, фронтальное решение задач, обсуждение проблемной ситуации, индивидуальное решение задач с последующим взаимоконтролем и др.

При проектировании методических решений следует ориентировочно определить время в минутах, отводимое на каждый этап занятия, которое впоследствии при заполнении технологической карты следует уточнить и детализировать.

При наличии этапа информирования о домашнем задании необходимо обосновать его объем и содержание. Домашнее задание разрабатывается в зависимости от специфики содержания учебного материала на данном и последующем уроке. При определении содержания домашнего задания следует указать:

а) новизну материала (материал, изученный на учебном занятии или неизученный, который может носить опережающий характер либо быть дополнительным);

б) характер деятельности (репродуктивный или продуктивный);

в) форму выполнения задания (письменная, устная, практическая);

г) степень выборности домашнего задания (одновариантное, вариатив­ное, дополнительное).

Описание содержания домашнего задания приводится в ПРИЛОЖЕНИИ к курсовой работе.

План учебного занятия и технологическая карта

На основании спроектированных методических решений разрабатывается план учебного занятия (приложение Д) и технологическая карта (приложение Е).

Графа «Этапы занятия» технологической карты соответствует дидактической структуре учебного занятия (п. 1.2.3).

Например:

1. Организационный этап

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4. Формирование новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания изученного материала

5. …………………………………………………………………………….

Графа «Методическое решение» заполняется в соответствии с п. 2.1 в виде способов взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся.

Графа 3 и 4 заполняется для каждого методического решения. При заполнении графы 3 возможно использовать Опорную таблицу, приведенную в приложении Г.

Графа «Методическое обеспечение» содержит перечень средств, используемых на учебном занятии. Это могут быть карточки-задания, вопросы и эталоны ответов, тесты, содержание проблемных ситуаций, рисунки, исторические экскурсы, слайды учебных презентаций, схемы, эскизы, содержание домашнего задания и т. д. Рядом дается ссылка на приложение, в котором приведено изображение или содержание указанных средств.

Графа «Результаты обучения» заполняется для тех этапов занятия, где проводится проверка и контроль усвоения знаний и способов деятельности. В ней содержатся указания о правильности ответов или выполненных учебных заданий со ссылкой на эталоны, приведенные в приложении к курсовой работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нем следует кратко изложить результаты проделанной работы, сделать выводы о ее практической значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: