Предмет социальной психологии
Учебные вопросы:
Понятие о социальной психологии.
Проблемы социализации личности в социальной психологии.
Факторы социализации
Агенты социализации
Уровни социализации
Механизмы социализации
Стадии социализации
Социальная психология возникла на стыке двух наук — психологии и социологии.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук — в психологии и социологии, а также антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.
Ко второй половине XIX века относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: «психология народа», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения». Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю.
|
|
Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».
После Первой мировой войны в США и других странах велась разработка комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и т.д., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.
Однако социальная психология (прежде всего в США), в которой ведущую роль играл метод лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов социальной психологии, к игнорированию реальных социальных проблем.
В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х — начало 60-х годов XX века.
Социальная психология основывается на принципиальных исходных положениях, касающихся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и др.
Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опереться как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.
Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы:
|
|
1. Закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности.
2. Психологические особенности социальных групп (больших и малых).
3. Межличностные взаимоотношения.
4. Психология личности.
5. Практические приложения социальной психологии.
В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.
Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу — способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологической службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.
Проблемы социализации личности в социальной психологии
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40—50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и других.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будут различаться.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социализация осуществляется в общении и деятельности.
Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности — процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди.
|
|
В ходе воспитания в системе образования (школа, вуз) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.
Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:
1. интернализации социальных норм;
2. усвоения социальных функций;