О расширении кругозора социокультурных возможностей

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебные вопросы:

Общая теория консультирования

Основные фазы и стороны консультационного процесса.

Первая фаза консультирования – определение проблемы

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Первая встреча с клиентом

Цели консультативного процесса

Анализ процесса консультирования начинается с его цели.

Как вы себе представляете себе цель консультирования? С чем приходит к вам Вашклиент.Что он хочет от Вас? Что Вы хотите от клиента в первой встречи с ним, в первом с ним консультативном сеансе.

ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КЛИЕНТЕ И КОНСУЛЬТАНТЕ

(клиент и консультант на первый поверхностный взгляд без глубокого анализа)

Что из себя представляет клиент?

Запутавшимся в жизни, слабым, неадекватным, «чёрно-белым», слишком ригидным, негибким, несвободным. Зачем он приходит? Он приходит с просьбой о помощи, за советом, за поддержкой. Такая картина примерно о нём возникает.

А что Вы из себя представляете, как консультант?

Что Вы делаете в консультативном сеансе?Зачем Вы нужны клиенту? Вы затем, чтобы помогать советом, поддержать, помочь стать сильнее. Либо солидаризироваться и вмешаться в ситуацию.

СиАКо
СлДКл
                                                                                                   помогает

СлДКл – слабыйдезадаптивныйклиент

СиАКо – сильный адаптивный консультант

Нуждается

В помощи

Вторичные представления о клиенте и консультанте

(клиент и консультант после глубокого анализа)

О мотивация консультанта – учить слабых как жить

(ориентация на слабого клиента)

(ощущение своей силы и величие как консультанта)

Но у каждого человека кроме слабых, безусловно есть и сильные стороны его личности – сила, величие, уникальность. Возможно Вы за этим и идёте работать в эту сферу. И ещё. Нельзя эффективно чем-то заниматься не испытывая удовольствие от того рода деятельности, которой вы занимаетесь. Какое удовлетворение, удовольствие Вы испытываете в роли консультанта. Можно предположить. От того что вы помогаете другому, от того что Вы более компетентен, сильнее другого. Это один из возможных наших двигателей, движущих сил. Хорошо, когда мы об этом знаем про себя. Если же мы не знаем об этом, то вот что может произойти. Мы вытаскиваем беспомощного, слабого, запутавшегося человека из жизненной ситуации, делаем его сильным. И после этого картина меняется. Клиент становится способным, сильным, адаптивным. Он становится для нас неинтересным, неприятным человеком. Мы его перестаём его любить. Он по сути не позволяет нам выполнять нашу работу, реализовывать нашу основную профессиональную роль– помогать другим. С этой позиции любой клиент, проявляющий для признак автономности, состоятельности, силы вызывает раздражение. «Что разве он не понимает куда пришел! Я консультант и здесь проводят консультации по психологическим жизненным проблемам! Так веди себя соответственно!». Заносчивый, гордый человек не годится на роль клиента. «Я таким клиентам, не хочу, не могу, не буду помогать

 

Омотивации консультанта учиться у других

(ориентация на сильного клиента)

(обогащение миром клиента в ходе процесса консультирования)

СиАКо
СлДКл
                                                                   

                                                      Помогает       

 

Нуждается

В помощи

 

СиАКл
СлДКо
                                                     помогает                            

 



Нуждается

В помощи

Необходимо раскрыть в себе баланс мотивации учения у клиента. Научиться наслаждению открытиями нового в ходе процесса консультирования.

Создать свою теорию консультирования это в частности ответить на вопрос о пропорциях того и другого видения человека. И того и другого видения себя. И причём не просто ответить на этот вопрос раз и навсегда, а уметь отвечать на него в конкретных ситуациях в которых ты оказываешьсяс людьми.

                                                    

Представление о целях психотерапии в различных направлениях

Фрейд З. «Здоровый индивид это тот, который способен любить и работать». Классическая идея о цели психотерапии. Цель терапииэто способность индивида к эффективной ежедневной жизни и к позитивным взаимоотношениям с людьми. В разных теориях ото соответствует разным понятиям. У Маслоу Абрахам (Гуманистическая психотерапия) - это самоактуализация. У Генриха Шульца (аутогенная тренировка, психотерапевт) это персональный рост, персональное развитие. Саймон и другие представители Экзистенциального направления – говорят о проясненных ценностях. Эрик Берн (Транзактный анализ) говорят о том, чтобы клиент чувствовал себя «О Кей». Поведенчески-ориентированная психотерапия (Бихевиоральная) – расширение поведенческого репертуара.

 

Обобщенное понятие о цели психотерапии

В рамках интенциональной личности

Интенциональность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

Быть направленным - значит быть заинтересованным в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Следовательно, в направленности на объект присутствует субъективная компонента - переживание, проживание акта созерцания.

Характеристика интенциональной личности

Интенциональная, полностью функционирующая личность эта такая личность,которая способна вырабатывать альтернативные формы поведения в любой данной ситуации.

В каждой конкретной ситуации личность ведёт себя не как запрограммированный автомат (стимул-реакция, определяемая социальными взаимоотношениями), а имеет целый спектр, арсенал возможных действий. Эта личность, которая по-разному может видеть одну и ту же проблему. Личность, которая не привязана к одному источнику действий, и реагирует на изменение ситуации. Способна вырабатывать долгосрочные цели.

Эти характеристики интенциональной личности относимы и клиенту (каким он должен стать) и консультанту (каким он должен быть).

Три основных свойства интенциональной личности

Способность генерировать максимально большое число вербальных и невербальных утверждений для общения с собой и с другими. (широта репертуара)

Способность генерировать максимум утверждений, положений для общения, коммуникации с различными группами (культурами).

Способность формулировать планы и действия, основанные на многообразие возможностей, существующих в культуре и способностей эти действия создавать.

О расширении кругозора социокультурных возможностей

Каждый конкретный человек имеет ограниченный набор возможных способов поведения. При изменении жизненной ситуации, что всегда характерно для жизни, у него просто навсего отсутствует способ, позволяющийразрешить ситуацию на должном уровне. Жизнь всегда предоставляет для человека возможности, шанс, увидеть и использовать их, и это - прерогатива(право) человека, а не реальности.Каждая культура имеет достаточно широкий спектр возможных вариантов разрешения жизненных ситуаций. Опираясь не только на культуру, но и на себя и расширяя таким образом арсенал возможных моделей поведения, человек расширяет и поле своих способностей применительно к повышению качества собственной жизни. (моя интерпретация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: