Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..нымкаж..т..ся н..чной (1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..снаямыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнёмв сугроб... Опушкой леса проб..жалаост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..сяна п..лязайц...
Ещё спят в св..их тёплых (3) норах и б..рлогах б..рсукии м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают (2) в б..рлогах р..дившиесяз..мой м..двежата.Настоящаяв..снаприход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикаютвороб..и. На л..сныхтр..пинкахпровалива..т..ся под н..гами сне(г/к). (4)
Шаг первый
Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.
Алгоритм рассуждения:
Орфограмма №1 | Проверяемая гласная в корне | написание | ||
н..чной-ночь | ночной | |||
г..л..са – гОлос, сладкоголОсый | голоса | |||
д..леко - даль | далеко | |||
нев..димки - невИдимый | невидимки | |||
ост..рожная - стОрож | осторожная | |||
л..сица-лИсонька | лисица | |||
к..рмиться-корм | кормиться | |||
на п..ля -пОле | На поля | |||
в св..их - свой | В своих | |||
р..дившиеся- род | родившиеся | |||
з..мой-зИмушка | зимой | |||
м..двежата-от МЁД и ВЕДАТЬ | Медвежата медведь | |||
в..сна - вЁсны | весна | |||
В с..р..дине–серЁдка (полногласие -ЕРЕ-) | В середине | |||
На л..сных- лес | На лесных | |||
тр..пинках - трОпка | тропинках | |||
под н..гами - нОги | Под ногами | |||
Орфограмма №2
| Личные окончания глаголов | |||
каж..тся–казаться (Iспряжение) | кажЕтся | |||
слыш..тся – слышать (искл.IIспр) | слышИТся | |||
выход..т–выходить (IIспр) | выходЯТ | |||
просыпа..тся–просыпаться (Iспр) | просыпаЕТся | |||
приход..т – приходить (IIспр) | приходИТ | |||
провалива..тся – проваливаться (Iспр) | проваливаЕТся | |||
выход..т – выходить (IIспр) | выходИТ | |||
Просыпа…тся- просыпаться (Iспр) | просыпаЕТся | |||
Орфограмма №3 | Окончания существительных | |||
в сугроб...– 2 скл., П.п. | всугробЕ | |||
зайц...- после Ц | зайцЫ | |||
В середин.. – 1 скл., П.п | всерединЕ | |||
орфограмма №4 | Ь после шипящих | |||
Мыш…- 3 скл. | мышЬ | |||
Орфограмма №5 | Чередующаяся гласная в корне | |||
Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А (кромеросток, Ростов, ростовщик) | подрАстают | |||
Орфограмма №6 | -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах | |||
Выходят (что делать?) кормит..ся | кормитТЬся | |||
Медведь (что делает?)просыпает..ся | просыпаЕТся | |||
Снег (что делает?) проваливает…ся | проваливаЕТся | |||
орфограмма №7 | Окончание прилагательных | |||
В светл.. ночи (какОЙ?) | всетлОЙ | |||
Орфограмма №8 | Правописание согласной в корне слова | |||
Радос..но- радосТь | радосТно | |||
сне(г/к) - снеГа | снеГ | |||
Чудес..ны-чудеса | чудесны | |||
Орфограмма №9
| Словарные слова | |||
В б..рлогах | В бЕрлогаж | |||
б..рсуки | бАрсуки | |||
ч..рикают | чИрикают | |||
Другие орфограммы | Ч…десны – ЧУ-ЩУ | чудесны | ||
от..звались - неизменяемая приставка | ОТОзвались | |||
вороб..и – разделительный Ь | воробЬи |
Шаг второй
Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.
Алгоритм рассуждения:
Предложение | Правило |
Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. | Перед союзом И нужна запятая, т.к. она разделяет два простых предложения в составе сложного. Первая основа- гугукнула сова, вторая- невидимки-совы отозвались |
Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. | После слова «по снегу» нужно поставить запятую, т.к. она разделяет однородные сказуемые: пробежала,скрылась. |
Шаг третий
Переписываем текст.
Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажетсяночной (1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.
Ещё спят в своих тёплых (3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают (2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по-
весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под
ногами снег. (4)
При переписывании текста учитываются:
1. Соблюдение орфографических норм;
2. Соблюдение пунктуационных норм;
3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
Шаг первый
(1) – фонетический разбор;
При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.
Ночной(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [о́] – гласный, ударный
й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,
___________________________________
6 букв, 6 звуков, 2 слога
Шаг второй
(2) – морфемный разбор;
Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).
Порядок морфемного разбора:
o Определить, к какой части речи относится слово;
o Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);
o Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;
o Найти корень и выделить дугой;
o Найти приставку и обозначить ее;
o Найти суффикс и отметить его значком;
Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.
Алгоритм рассуждения
Подрастают(2)
Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Под растают- вы растают – за растают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень – раст - находим, сравнивая родственные слова: рас тет, вы рос, раст ение (корень с чередуюшейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)
Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют
|
|
под- – приставка
-раст- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
подраста - основа
Шаг третий
(3) – морфологический разбор;
Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:
1. уметь определять начальную форму слов;
2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;
3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.
Порядок разбора имени прилагательного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.
III. Синтаксическая роль
(в) тёплых(3) (норах)
1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;
2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является определением.
Шаг четвертый
(4) – синтаксический разбор предложения.
При синтаксическом разборе надо:
1).охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;
2).по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;
3).по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);
4). охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
5). Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).
6). Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.
7). Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
8).Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Предл.прилсущГлагПредл.. сущ. сущ
|
|
На лесныхтропинкахпроваливается под ногамиснег (4).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).
Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).
Второстепенные члены предложения:
проваливается (где? под чем?)под ногами – обстоятельство,допустимо – дополнение;
проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;
тропинках(каких?) лесных – определение.
Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Партер, километр, современный, углубит.
Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.
Ответ: Парте́р,киломе́тр,совреме́нный,углуби́т
Задание №4