Партер, километр, современный, углубит

Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..нымкаж..т..ся н..чной (1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..снаямыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнёмв сугроб... Опушкой леса проб..жалаост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..сяна п..лязайц...

Ещё спят в св..их тёплых (3) норах и б..рлогах б..рсукии м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают (2) в б..рлогах р..дившиесяз..мой м..двежата.Настоящаяв..снаприход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикаютвороб..и. На л..сныхтр..пинкахпровалива..т..ся под н..гами сне(г/к). (4)

 

Шаг первый

Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.

Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1

Проверяемая гласная в корне написание
н..чной-ночь ночной
г..л..са – гОлос, сладкоголОсый голоса
д..леко - даль далеко
нев..димки - невИдимый невидимки
ост..рожная - стОрож осторожная
л..сица-лИсонька лисица
к..рмиться-корм кормиться
на п..ля -пОле На поля
в св..их - свой В своих
р..дившиеся- род родившиеся
з..мой-зИмушка зимой
м..двежата-от МЁД и ВЕДАТЬ Медвежата медведь
в..сна - вЁсны весна
В с..р..дине–серЁдка (полногласие -ЕРЕ-) В середине
На л..сных- лес На лесных
тр..пинках - трОпка тропинках
под н..гами - нОги Под ногами

Орфограмма №2

Личные окончания глаголов

каж..тся–казаться (Iспряжение) кажЕтся
слыш..тся – слышать (искл.IIспр) слышИТся
выход..т–выходить (IIспр) выходЯТ
просыпа..тся–просыпаться (Iспр) просыпаЕТся
приход..т – приходить (IIспр) приходИТ
провалива..тся – проваливаться (Iспр) проваливаЕТся
выход..т – выходить (IIспр) выходИТ
Просыпа…тся- просыпаться (Iспр) просыпаЕТся

Орфограмма №3

Окончания существительных

в сугроб...– 2 скл., П.п. всугробЕ
зайц...- после Ц зайцЫ
В середин.. – 1 скл., П.п всерединЕ

орфограмма №4

Ь после шипящих  
Мыш…- 3 скл. мышЬ

Орфограмма №5

Чередующаяся гласная в корне  
Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А (кромеросток, Ростов, ростовщик) подрАстают

Орфограмма №6

-ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах  
Выходят (что делать?) кормит..ся кормитТЬся
Медведь (что делает?)просыпает..ся просыпаЕТся
Снег (что делает?) проваливает…ся проваливаЕТся

орфограмма №7

Окончание прилагательных  
В светл.. ночи (какОЙ?) всетлОЙ

Орфограмма №8

Правописание согласной в корне слова  
Радос..но- радосТь радосТно
сне(г/к) - снеГа снеГ
Чудес..ны-чудеса чудесны

Орфограмма №9

Словарные слова  
В б..рлогах  В бЕрлогаж
б..рсуки бАрсуки
ч..рикают чИрикают

Другие орфограммы

Ч…десны – ЧУ-ЩУ чудесны
от..звались - неизменяемая приставка ОТОзвались
вороб..и – разделительный Ь воробЬи

 

Шаг второй

Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.

Алгоритм рассуждения:

Предложение Правило
Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Перед союзом И нужна запятая, т.к. она разделяет два простых предложения в составе сложного. Первая основа- гугукнула сова, вторая- невидимки-совы отозвались
Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. После слова «по снегу» нужно поставить запятую, т.к. она разделяет однородные сказуемые: пробежала,скрылась.

 

Шаг третий

Переписываем текст.

Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажетсяночной (1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.

    Ещё спят в своих тёплых (3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают (2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

    Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по-

весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под

ногами снег. (4)

 

При переписывании текста учитываются:

1. Соблюдение орфографических норм;

2. Соблюдение пунктуационных норм;

3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

 

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

Шаг первый

(1) – фонетический разбор;

При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.

Ночной(1)

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [а] – гласный, безударный

ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [о́] – гласный, ударный

й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,

___________________________________

6 букв, 6 звуков, 2 слога

 

Шаг второй

(2) – морфемный разбор;

 

Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).

 

Порядок морфемного разбора:

 

o Определить, к какой части речи относится слово;

o Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);

o Выделить часть слова без окончания.  Это основа слова;

o Найти корень и выделить дугой;

o Найти приставку и обозначить ее;

o Найти суффикс и отметить его значком;

Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Алгоритм рассуждения

 

Подрастают(2)

Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Под растают- вы растают – за растают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень – раст - находим, сравнивая родственные слова: рас тет, вы рос, раст ение (корень с чередуюшейся гласной)  Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)

Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют

под- – приставка

-раст- – корень

-а- – суффикс

-ют – окончание

подраста - основа

Шаг третий

(3) – морфологический разбор;

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:

1. уметь определять начальную форму слов;

2.  знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;

3.  понимать синтаксическую роль слов в предложении.

 

Порядок разбора имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.

III. Синтаксическая роль

 

(в) тёплых(3) (норах)

1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;

2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является определением.

 

Шаг четвертый

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

При синтаксическом разборе надо:

1).охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;

2).по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;

3).по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);

4). охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

5). Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).

6). Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.

7). Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

8).Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

 

Предл.прилсущГлагПредл.. сущ. сущ

На лесныхтропинкахпроваливается под ногамиснег (4).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).

Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).

Второстепенные члены предложения:

 проваливается (где? под чем?)под ногами – обстоятельство,допустимо – дополнение;

проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;

тропинках(каких?) лесных – определение.

 

Задание №3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит.

Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.

Ответ: Парте́р,киломе́тр,совреме́нный,углуби́т

 

Задание №4 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: