Глава 2. Виды права собственности 11 страница

--------------------------------

<1> См.: Саватье Р. Теория обязательств: юридический и экономический очерк. М., 1972. С. 58.

 

Для предприятия как имущественного комплекса "на ходу" характерно наличие определенной сферы предпринимательской деятельности, самой предпринимательской деятельности, гармоничное соотношение вещей и имущественных прав, необходимых для достижения предпринимательской цели, участие правоспособного и дееспособного предпринимателя, возглавляющего эту деятельность. Весь имущественный комплекс, все входящие в него движимые и недвижимые вещи, права, обязанности нацелены на достижение позитивной предпринимательской цели, на нормальное функционирование (взаимодействие) труда, капитала, вещей и природных ресурсов. Именно целевому назначению предприятия как имущественного комплекса, его непосредственному функционированию, а также проявлению бизнес-деятельности в действительности обязано своим происхождением словосочетание "предприятие на ходу".

Предприятие представляет собой надлежащим образом организованный процесс осуществления предпринимательской деятельности с помощью входящих в его состав элементов <1>. Предприятие есть единое, комплексное образование, состоящее из взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности различного по своей правовой природе и режиму имущества, необходимого для непосредственного осуществления на его базе предпринимательской деятельности. Предприятие - довольно неустойчивый и подверженный динамичному изменению в условиях рыночной экономики и конкуренции объект, позволяющий учитывать специфику предприятия и существо обязательств, изменять состав наличного имущества, не нарушая при этом основное качество предприятия. Большинство элементов, входящих в состав имущественного комплекса-предприятия, подвержены физическому и моральному износу, являются потребляемыми <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Грибанов А.В. Предприятие как имущественный комплекс (объект права) по праву России и Германии. С. 135.

<2> См., например: Жариков В.В. Особенности правового режима предприятия и отдельных видов имущества, входящего в его состав // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. Вып. 7. С. 122 - 124.

 

По выражению В.С. Ема, предприятие - это "юридическое соединение движимых и недвижимых вещей, имущественных прав и обязанностей, исключительных прав и особых нематериальных активов (деловой репутации), трудовых ресурсов вокруг фигуры предпринимателя" <1>. Ученый подчеркивает, что любому организованному предпринимательскому делу присущи: 1) статический элемент, обособленный от иного имущества (комплекс материальных и нематериальных составляющих); 2) динамический элемент (осуществление планируемых действий); 3) цель (производство товаров, оказание услуг); 4) продолжительное участие в имущественных отношениях; 5) людские ресурсы <2>.

--------------------------------

<1> Ем В.С. Договор продажи предприятия (научно-практический комментарий действующего законодательства) // Законодательство. 2005. N 6. С. 10.

<2> См.: Ем В.С. Договор продажи предприятия как форма отчуждения и приобретения бизнеса. С. 43.

 

Интересно заметить, что многие латиноамериканские правоведы рассматривают предприятие в трех измерениях: 1) как субъективно-динамическое начало (деятельность предпринимателя); 2) как объективно-статическое начало (имущество - результат деятельности предпринимателя); 3) как внутренне-персональное начало (объединение предпринимателя и работников) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Беликова К.М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификации частного права в странах Латинской Америки. М., 2010. С. 249.

 

Отечественный законодатель рассматривает предприятие и как субъект права (унитарные государственные и муниципальные предприятия (ст. ст. 113 - 115 ГК РФ)), внося тем самым диссонанс в стройную систему учения об объектах и о субъектах права и вызывая дискуссии об обоснованности существования этого понятия в качестве субъекта права <1>.

--------------------------------

<1> В России времен Петра I действовали казенные предприятия - прототипы современных унитарных предприятий. См. подробнее: Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 677.

 

Так, В.А. Дозорцев утверждает, что смешение в термине "предприятие" субъекта и объекта права представляет практическую опасность. Он предлагает исключить из Гражданского кодекса РФ предприятие и право хозяйственного ведения как институты гражданского права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. С. 251, 254.

 

Е.А. Суханов считает, что в частноправовом хозяйстве предприятие (производственно-технический, имущественный комплекс, находящийся в собственности хозяйственных обществ, товариществ) может быть только объектом права собственности, предполагая, что конструкция унитарного предприятия как юридического лица есть порождение прежнего экономического и общественного строя. По его мнению, сохранение такого субъекта права не отвечает требованиям рыночной экономики <1>.

--------------------------------

<1> См.: Суханов Е. Предприятие и юридическое лицо // Хозяйство и право. 2004. N 7. С. 3 - 6.

 

Другая часть исследователей полагают, что предприятие является не объектом, а субъектом права, поскольку в ст. 132 ГК РФ речь идет не о предприятии, а об имуществе предприятия. Хозяйственное законодательство традиционно рассматривало предприятие как хозяйствующий субъект, осуществляющий силами трудового коллектива определенную хозяйственную деятельность. Подмена понятия "предприятие" понятием "юридическое лицо" исключает возможность участия трудового коллектива в управлении <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 15 - 17; Он же. Субъекты предпринимательского права: Уч. пособие. М., 2003. С. 55 - 57; Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в современной России: труды Института государства и права РАН / Отв. ред. В.В. Лаптев, С.С. Занковский. М., 2007. С. 3 - 12; Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. М., 2000. С. 110; Гражданское право России: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. Ч. 2: Обязательственное право. С. 151; Семеусов В.А. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности // Сибирский юридический вестник. 1999. N 3; Черноморец А.Е. Некоторые теоретические проблемы права собственности в свете Гражданского кодекса РФ // Государство и право. 1996. N 1. С. 97.

 

По нашему мнению, предприятие как сосредоточие материальных и финансовых ресурсов для достижения определенных хозяйственно-производственных целей (производство продукции, выполнения работ, оказание услуг) является лишь объектом гражданского права, имущественным комплексом в силу прямого указания закона и существует при юридическом лице - коммерческой организации, индивидуальном предпринимателе, некоммерческой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью в дозволенных пределах. Выполнению предпринимательских задач способствует деятельность трудового коллектива, члены которого находятся в трудовых (служебных) отношениях с организацией (индивидуальным предпринимателем) - работодателем. Работники не являются субъектами, а тем более объектами, гражданского права и участвуют лишь в трудовом процессе, объединяя своим производительным трудом материальные ресурсы коллективного или индивидуального предпринимателя, орудия и предметы труда, создавая при этом прибавочный для предпринимателя продукт <1>.

--------------------------------

<1> Большинство зарубежных стран не признают предприятие самостоятельным субъектом права. См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды по акционерному и торговому праву. М., 2004. С. 34; Флейшиц Е.А. Торгово-промышленное предприятие в праве западноевропейском и РСФСР. Л., 1924. С. 156; Беликова К.М. Указ. соч. С. 251.

 

Еще в 1912 г. А.И. Каминка утверждал, что признание торгового предприятия юридическим лицом сводило бы на нет само понятие юридического лица <1>. Р. Саватье также писал, что предприятие как таковое не является юридическим лицом. В соответствии с нормами права имущество предприятия принадлежит либо физическому лицу - собственнику капитала данного предприятия, либо юридическому лицу - компании, которая создала это предприятие <2>.

--------------------------------

<1> См.: Каминка А.И. Очерки торгового права / Под ред. В.А. Томсинова. С. 98.

<2> См.: Саватье Р. Указ. соч. С. 42.

 

Представляется, что введение в Гражданский кодекс РФ понятия "предприятие" как субъекта гражданского права (в виде унитарных предприятий) вызвано определенными историческими и социально-экономическими особенностями развития страны на современном этапе. В дальнейшем, в результате эволюционного развития имущественных и организационных отношений производства, обмена и потребления, унитарные предприятия как субъекты гражданского права могут быть заменены на иные организационно-правовые формы (возможно, на публичные юридические лица, хозяйственные общества).

Авторы Концепции 2009 г. подчеркивают, что "понимание предприятия как объекта права соответствует классическим представлениям рыночного хозяйства, тогда как понимание предприятия в качестве субъекта права является следствием сохранения в современном российском гражданском праве институтов прежнего, советского гражданского права, основанного на государственной, плановой экономике" <1>.

--------------------------------

<1> Авторы Концепции 2009 г. полагают, что государственные, муниципальные унитарные предприятия бесперспективны. Статья 132 ГК РФ, в силу которой предприятие как имущественный комплекс следует рассматривать в качестве недвижимой вещи (недвижимости), не реализована. Входящие в состав предприятия здания, строения, сооружения регистрируются как отдельные объекты недвижимости, а регистрация предприятия в качестве объекта недвижимости порождает трудноразрешимые вопросы. Предлагаем исключить из ст. 132 ГК РФ признание предприятия недвижимой вещью.

 

§ 4. Право публичной собственности

 

Исходя из содержания конституционного и гражданского законодательства, можно сделать вывод о существовании в нашей стране права публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для: 1) решения установленных данным законом вопросов местного значения; 2) осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 3) обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (п. 1 ст. 50).

Названный Закон также перечисляет имущество, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов (п. п. 2, 3 ст. 50).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты (ст. 51).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (п. п. 1, 2, 5 ст. 214 ГК РФ).

Согласно Земельному кодексу РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17).

Так, исключительно к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьями Конституции РФ (п. 4 ст. 87 ЗК РФ).

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указывает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли (ст. 3.1). К федеральной собственности отнесены также земли лесного и водного фондов.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ).

Согласно Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли (ст. 3.1).

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и земли (ст. 3.1) <1>.

--------------------------------

<1> Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

 

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", утративший силу с 1 июля 2006 г., содержал правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), субъектов РФ и муниципальных образований (муниципальную собственность).

В настоящее время распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть закреплено за государственными, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 214, ст. ст. 294, 296). Публично-правовое образование (собственник имущества унитарного предприятия) вправе определять предмет и цели деятельности предприятия; реорганизовывать и прекращать его деятельность в установленном законом порядке; назначать директора (руководителя) предприятия; осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получать части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 295 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (ст. 297 ГК РФ).

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает дополнительные ограничения по распоряжению имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий: движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет, цели, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 18).

В силу положений ст. 126 ГК РФ о том, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц и, наоборот, юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не несут ответственности по обязательствам этих публичных образований, собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. Надлежащим ответчиком по своим долгам и обязательствам является само предприятие, отвечающее своим имуществом (п. 7 ст. 114 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения <1> (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Подробнее о правовом режиме имущества автономных учреждений см.: Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

 

Бюджетное учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества (публично-правовое образование) вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться по своему усмотрению. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. п. 3 и 4 ст. 298 ГК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: