Революция есть разрыв отеческих отношений, забвение сыновства, утрата пути спасения

И сейчас, в России конца ХХ – начала ХХI века, наших отцов пытаются представить смешными и недалекими людьми. Нам предъявляют их политические убеждения, если нас это не волнует, нам говорят, что наши отцы атеисты и богоборцы… Богоборцы – те, кто ссорят нас с отцами, это дело каинское. Только мир с отцами позволит не переносить их проблемы и заблуждения в нашу жизнь.

На каком-то отрезке родословия от Сима до Фарры была утрачена вера в Бога. При каком из предков Фарры сокрылась вера? Писание нам этого не сообщает, Священное Писание не ссорит нас с отцами, а о Фарре говорит так, чтобы мы увидели, с каким почтением относился к нему его сын. При описании исхода из Ура Халдейского звучало; сын… сын… сын… Этот сын был оправданием Фарры пред Богом, Которого Фарра не знал.

Мы спрашивали, как Церковь пережила Вавилон?

Из Церкви ушло Церковное сознание – а Церковь осталась жива. От опасного соседства с Вавилоном Церковь потеряла сознание, но это не гибельно. Жизнь – глубже, чем сознание [8].

Мы сейчас понимаем, как это было правильно – во время последней смуты, что бабушки (перерыв – поколение) крестили младенцев… Был бы «человек», сознание придет.

Аврам родился в «неверующей» семье. Когда вера возникнет в Авраме, какая это будет вера! На все века. Авраам сохранил сыновство, и Авраам стал отец отцов, он отец всех верующих. Его вера будет испытана.

Первое испытание Аврама – «сыновства» по отношению к Фарре. Последнее испытание Авраама – «отцовства» по отношению к Исааку: когда он принес его в жертву на горе Мориá.

И замечательно, что у Авраама нет толдот’а … У Фарры есть толдот, у Исаака есть, будет толдот у Измаила и у Исава. А жизнь Авраама целиком входит в толдот отца. Фарра был язычник, а толдот у него – был. Потому что Фарра был не меньше, чем отец.

Фарра своей жизнью заложил первичное условие спасения. Вот что такое патриархальная семья, вот в чем ее сила. Жизнь Авраама – продолжение толдот’а Фарры. Это выразительнейшее – скупое, через композицию Книги – подтверждение «сыновства» Авраама, послушания, терпения и любви, которая была взаимной.

 

«

Авраам» – это не одно из звеньев «родословия» еврейского народа, наряду с другими патриархами. Никакой народ не может присвоить себе Авраама: Авраам всем отец по вере, кто от Адама. От Авраама начнется созидание народа – не богоизбранного (как часто говорят), а богосозданного: вначале это будет еврейский народ, затем Вселенская Церковь. Авраам стоит при начале того и другого, поэтому у Авраама нет отдельного толдот’а, как у других значительных семитов (Измаила, Исава, Исаака, Иакова).

Формы Церковной общности были различными: семья, народ, Вселенская Церковь. Становление богосозданного народа проходит через семью. Авраам сам родился в хорошей семье, и создать он должен хорошую семью. То доброе, что он получил от отца, Авраам должен превратить в Церковное достояние [9]. Тема «сыновство – отцовство» проходит через всю жизнь Авраама.

У Авраама нет толдот’а еще и потому, что его не может быть, – как не может быть толдот’а... у Каина и строителей Вавилона. В Каине и Вавилоне такая же последовательность и окончательность погибели, как в Аврааме – спасения... Каин и Вавилон – это строгий, выверенный путь погибели человека, жизнь Авраама – узкий, и единственный, и лично его, и единственный для человечества – путь спасения человека; здесь не может быть «отдельного» родословия. Кто идет за Авраамом, не пойдет «путем Каина».

 

«

сыновство» выражает самые близкие отношения не только по плоти, но и по духу. Исходная категория спасения – близкая сердцу и очень высокая: через нее описаны отношения Лиц Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.

Христос – Бог Сын, Христос исполнил Сыновство и спас человека.

Это исходное условие нашего спасения: человек в Писании называется – «сын Божий», а Бог Христос – «Сын Человеческий». Когда человеки «сыны Божии» и Бог «Сын человеческий» встретились, открылся рай…

Через Христа Сына Божия мы стали не сынами Христа, но – сынами Бога Отца, как Христос сказал: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

Дух Божий, Который «исходит от Отца» (Ин. 15:26), «свидетельствует осыновстве». Так Церковь поет перед праздником Преображения:

Придите, взыдем со Иисусом, восходящим на гору святую, и там услышим глас Бога Живого, Отца Пребезначального, облаком светлым свидетельствующего Божественным Духом Того (Иисуса) свойство присносущного сыновства, и, умом просвещаемы, в свете Свет узрим. [10]

Хула на Духа Святого не простится человеку: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, отпустится ему, если кто скажет на Духа Святого, не отпустится ему – ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Оскорбивший Сына еще может обратиться, но отринувший Духа Святого отринул не Сына, а сыновство Сына от Отца, то есть первое условие спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: