Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

на уровне РФ (федеральная исполнительная власть) осуществляется (сосредоточивается) Правительством РФ, а не каким-то иным органом государственной власти РФ.

Следующая ветвь государственной власти (и органы, ее осуществляющие) – судебная власть. Статусу судебной власти посвящена гл. 7 Конституции. Вопрос о судебной власти и ее органах подробно рассматривается в гл. 25 учебника. В данном параграфе выделим наиболее существенные общетеоретические и правовые моменты, характеризующие статус указанной власти и правовые нормы, закрепленные в Конституции.

Во-первых, судебная власть – разновидность государственной власти, одна из ее ветвей, что и предопределило выделение ее в самостоятельную гл. 7 Конституции; во-вторых, правосудие – сложное комплексное правовое явление, которое осуществляется в РФ только судом; в-третьих, опираясь на конституционные положения и нормы, можно условно выделить три вида (ветви, направления) российского правосудия: конституционное правосудие; общее правосудие (правосудие общей юрисдикции); арбитражное правосудие.

В соответствии с таким основополагающим делением строится судебная система РФ, предполагающая: а) создание и функционирование Конституционного Суда РФ; б) подсистему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; в) подсистему арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ В Конституции определены основы правового статуса судей, принципы деятельности суда и осуществления судопроизводства.

И, наконец, прокуратура, основы статуса которой определены в гл. 7 Конституции РФ, посвященной судебной власти. Однако, по своим природе и характеру, функциональному предназначению прокуратура не "вписывается" ни в одну из трех властей, в том числе и в судебную власть. Вопрос о прокуратуре рассматривается частично во втором параграфе данной главы и в главе учебника, посвященной статусу судебной власти.

До сих пор речь шла о конституционно-правовом уровне (т.е. на уровне Конституции) регулирования статуса государственной власти в целом, ее законодательной, исполнительной и судебной ветвях, частично и об органах, эту государственную власть (и ее разновидности – законодательную, исполнительную и судебную) осуществляющих; об особенностях их конституционно-правового положения.

Однако, помимо собственно конституционного регулирования, предусмотрено текущее правовое регулирование статуса различных органов государственной власти, во-первых, Российской Федерации; во-вторых, субъектов РФ.



Глава 20. Теоретические и правовые основы                                                                         297

К текущему правовому регулированию указанного статуса относится регулирование с помощью федеральных конституционных законов и федеральных, законов, нормативных актов Президента и Правительства. К числу таких законов относятся законы об общих принципах организации и деятельности органов государственной власти; о Правительстве Российской Федерации; о Конституционном Суде и ряд других. Статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется в ее Конституции и в федеральном законодательстве.

Статус органов государственной власти республик определяется в конституциях, законах и иных нормативных правовых актах республик; других субъектов российской Федерации – в законах и иных нормативных правовых актах соответствующих субъектов Вопрос об органах государственной власти субъектов РФ рассматривается в гл. 26 учебника.

§ 2. Понятие и виды органов государственной власти. Конституция 1993 г. внесла серьезные и принципиальные по существу нововведения в само понимание термина "органы государственной власти". По прежним конституциям к ним относились только Советы народных депутатов. Такое ограничительное понимание названного термина объяснялось отрицанием разделения властей и "концепцией" Советов как якобы полновластных государственных органов, соединяющих в себе одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции1.

Отсюда исключение органов исполнительной и судебной власти из числа органов государственной власти. Прежде чем переходить к анализу вопроса о самом понятии и к классификации видов органов государственной власти, кратко остановимся на вопросе о терминах, которые используются в связи с рассмотрением данной проблемы. В течение многих лет в государственно-правовой и административно-правовой литературе широко распространенным было понятие "органы государства". Утратило ли оно теперь свое значение? Думается, как научная категория – нет. Причем в контексте с новой Конституцией РФ не только нет противоречий между терминами "органы государственной власти" и "органы государства", поскольку в целом речь идет об однотипных, одно-порядковых явлениях. К тому же в Конституции термин "органы" используется в самых различных вариантах и словосочетаниях. Помимо главного, ключевого и соби-

1 Подробнее об этом см. Габричидзе Б.Н. Советы: "работающие корпорации" или разделение властей? / / Народный депутат 1991. № 13.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: