Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Местное самоуправление — это относительно самостоятельный уровень и специфическая форма реализации народом своей власти. Органы местного самоуправления и государственные органы – это органы власти народа; органы, через которые народ осуществляет свою власть, и в этом их существенное сходство.

Территориальное общественное самоуправление. Это своеобразная составная часть местного самоуправления и одновременно одна из форм участия населения в управлении местными делами. Наибольшего развития различные формы общественной самодеятельности достигли в 1980-е гг., когда появилась "мода" на искусственно созданные, порой дублировавшие друг друга органы. Они создавались и на производстве, и в сфере правопорядка, и по месту жительства. К ним относились бюро и советы экономического анализа, новаторов, охраны социалистической собственности, профилактики правонарушений; товарищеские суды, народные дружины, женские советы, уличные и домовые комитеты, общественные пункты охраны порядка и др. Ввиду искусственности и нежизнеспособности элементов формализма часть из этих органов прекратила свое существование. А с началом социально-политических изменений в России вообще ослаб интерес к этим формам и органам общественной самодеятельности. Однако многое из того, что уже накоплено в развитии форм и органов общественного самоуправления, имеет практический интерес и в настоящее время.

В Закон РФ о местном самоуправлении 1991 г. были включены в качестве своеобразной подсистемы местного самоуправления общие собрания (сходы), конференции, а также органы территориального общественного самоуправления и иные территориальные формы непосредственной демократии.

В отличие от органов местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления не обладают свойствами и чертами государственного характера; они имеют общественную форму и самоуправленческую природу1.

В соответствии с современными задачами и уровнем развития демократии и местного самоуправления в целом, закрепленных в Конституции, территориальное общественное самоуправление:

а) является частью системы местного самоуправления в РФ;

б) призвано обеспечить участие населения в решении вопросов

1 Подробнее см.: Прохоров В.Г. Комю B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право 1992. № 7. С. 46–53.



Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                            471

Социально-экономического развития микрорайонов городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Основой общественного самоуправления является самоорганизация граждан и населения в целом, самостоятельное решение ими в пределах установленной компетенции вопросов местного значения. Это осуществляется непосредственно населением или через избираемые органы, исходя из интересов населения и особенностей территории и имеющейся материально–финансовой базы1.

Система территориального общественного самоуправления включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов).

Совет (комитет) самоуправления в микрорайоне, поселковый, сельский комитет являются основными звеньями в системе органов территориального общественного самоуправления соответственно в городах и сельской местности Они организуют территориальное общественное самоуправление населения и координируют деятельность других органов территориального общественного самоуправления.

Важнейшие вопросы жизни населения, социально–экономического развития соответствующей территории рассматриваются на общих собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на данной территории. К ним относятся:

а) выборы органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (уставов) о них;

б) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

в) обсуждение состояния планировки, застройки, благоустройства и озеленения территории, охраны природы, коммунально-бытового и социально–культурного обслуживания населения;

г) организация помощи населения предприятиям и учреждениям в решении производственных и социальных вопросов;

д) содействие производству в личных хозяйствах граждан сельскохозяйственной продукции, организации их индивидуальной и

1 См.: Авакьян С.А. Примерное Положение о территориальном общественном самоуправлении населения Проект. // Сегодня 1992. № 1. С. 52 – 57.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: