Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ

храняют свои полномочия и осуществляют правосудие в соответствии со своей компетенцией.

Во-вторых, вакантные должности судей замещаются в установленном Конституцией порядке, который, в частности, определен в ст. 128 Конституции. Согласно ч. 1 данной статьи судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а в соответствии с ч. 2 ст. 128 судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Часть б раздела второго органически связана с предыдущей частью и имеет прямое отношение к характеру и статусу судебной власти. Эта часть содержит два абзаца, каждый из которых имеет относительно самостоятельное значение.

В первом абзаце установлено: "Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел".

Прежде всего, выделим следующее положение, имеющее конституционную основу: участие присяжных заседателей в судопроизводстве предусмотрено ч. 2 ст. 20 и ч. 4 ст. 123 Конституции. А сама норма о суде присяжных заседателей не впервые появилась в Конституции 1993 г. Первоначально она была закреплена в Конституции (Основном законе) РФ в 1992 г – в ч. 1 ст. 164; в ч. 1 ст. 116 и в ст. 167. Кроме того, Конституция 1993 г. предусматривает, как видно из первого абзаца ч. 6, принятие и введение в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. В целом же пока сохраняется прежний порядок рассмотрения судебных дел. Однако в ряде краев и областей, как отмечалось в разделе учебника о статусе судебной власти, уже действуют суды-коллегии присяжных заседателей.

Второй абзац ч. 6 устанавливает, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции 1993 г. сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Части 7–9 раздела второго Конституции целиком посвящены статусу Федерального Собрания, точнее, его палат – Совета Федерации и Государственной Думы, а также депутатов Государственной Думы первого созыва и депутатов Совета Федерации первого созыва в переходный период.



Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ                       507

Каждая из названных частей имеет свое предназначение и содержит важные переходные конституционно-правовые нормы.

В ч. 7 установлено: "Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года". В Конституции РФ не установлен срок полномочий Совета Федерации. Однако в ней (ч. 2 ст. 95) закреплен фундаментальный принцип формирования Совета Федерации' по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Кроме того, в ч. 2 ст. 96 предусмотрено принятие федерального закона о порядке формирования Совета Федерации.

Однако на практике создание Совета Федерации по названному выше принципу в конце декабря 1993 г. оказалось невозможным. Несколько ранее, 11 октября 1993 г. Указом Президента РФ было утверждено Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации1, т.е. и к составу Совета Федерации был применен принцип выборности, а не представительства при формировании, как это предусмотрено ч. 2 ст. 95 Конституции.

Что касается Государственной Думы, то в Конституции – ст. 96, 97 – четко проведен принцип ее выборности, а также установлен срок полномочий – четыре года.

Предусмотренные же ч. 7 сокращение наполовину этого срока для Государственной Думы и избрание на два года Совета Федерации, т.е. на одинаковый срок, представляется обоснованным Палаты Федерального Собрания могут функционировать одновременно один и тот же срок – два года, т.е. до конца 1995 г., когда истечет срок их полномочий.

Конечно, в решении вопроса об установлении двухлетнего срока полномочий Совета Федерации прежде всего принимался во внимание выборный порядок формирования данной палаты в декабре 1993 г. А при определении двухлетнего срока полномочий Государственной Думы исходили из политической и социально–экономической ситуации в стране, необходимости обновления состава с учетом мнения и изменения позиции избирателей2. Такой вывод может быть распространен в определенной мере также и на Совет Федерации как неотъемлемую составную часть Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

1 САПП 1993. № 42. Ст. 3994.

2 С. об этом также Конституция Российской Федерации Комментарий. С. 592 – 593.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: