Билет 5. Ф. Шуберт – композитор эпохи Романтизма. Жизнь и творчество (жанры, черты стиля)

Франц Шуберт (1797 – 1828) австрийский композитор, современник Л. Бетховена, прожил всего 31 год. Говорят, что он умер истощенным, измученным неудачами. Ни одна из 9 симфоний не была исполнена при жизни композитора. Из более, чем 600 песен опубликованы менее трети, а из 20 фортепианных сонат – только три.

       Шуберт родился в предместье Вены (Лихтентале), в семье школьного учителя. Музыкальная одарённость проявилась рано. Старший брат Игнац научил его играть на скрипке и фортепиано, а пение в церковном хоре помогло познакомиться Шуберту с вокальной музыкой. Обучение в специальной школе для певчих, конвикте, подарило Францу великолепную возможность освоить премудрости оркестровой музыки. Учебный симфонический оркестр довольно сносно играл разнообразные классические произведения, в том числе Моцарта и Бетховена. Желание стать композитором было в Шуберте настолько сильным, что он даже берет уроки у Антонио Сальери. И, хотя занятия их были недолгими, общение с умным и опытным музыкантом помогло Шуберту определиться с призванием и профессией.

       Однако отец Франца считал, что скромный и добросердечный, его сын не сможет стать успешным композитором и содержать ни себя, ни будущую семью. Он пристроил сына учителем в школу. Однако Франц проработал всего 2 года и сбежал в Вену, чтобы посвятить себя искусству. Отец отказался от него и запретил ему появляться дома. Шуберт мыкается по съемным квартирам, живет впроголодь, но пишет свою музыку, ложится спать, не снимая очков, боясь забыть приснившийся мотив. У него часто не хватало нотной бумаги, не было своего фортепиано, но упорству его можно было позавидовать. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Очень скоро Шуберт становится душой веселой молодежной компании; друзья и почитатели его таланта называют музыкальные вечеринки в его честь шубертиадами. Франц без устали импровизирует танцы – вальсы, лендлеры, галопы, польки, а также музыкальные моменты, экспромты. Потом, придя в свой угол, домой он лихорадочно записывает свои «находки».

       Особенно Шуберту удавались песни. Он поднял этот демократичный жанр на уровень академической музыки, достойной большой сцены. «Гретхен за прялкой» - монодрама, исповедь покинутой любимым девушки, баллада с чертами театральности (театр для одного актера) «Лесной царь» - драма на стихи Гёте. Певец-профессионал Иоганн Фогль был восхищен песнями Шуберта и часто включал их в свой репертуар. Он вдохновил Шуберта написать цикл песен «Прекрасная мельничиха» на стихи Вильгельма Мюллера, цикл песен, объединенных единым сюжетом – такого до Шуберта не делал никто. В цикле рассказывается о несчастной любви мельничного подмастерья, одинокого парня, поверяющего свои переживания ручью. Темы, затронутые в этом произведении, стали излюбленными для художников-романтиков: тема странствий (вечного движения вперед), тема одиночества, тема неразделенной любви, тема непризнанного героя, который ищет понимания у природы.

       Бетховен был кумиром для Шуберта. Также как и Бетховен, он написал 9 симфоний (но за меньший срок). Но напрямую подойти и познакомиться с великим маэстро Шуберту не позволяла его застенчивость. Знаменитая «Неоконченная симфония» №8 была написана Шубертом для Берлинского общества любителей музыки и пролежала в архивах около 20 лет, была исполнена уже после смерти Шуберта. В симфонии 2 части, но с полной уверенностью можно сказать, что музыкально это законченный цикл. Обращает на себя внимание иной, по сравнению с классиками, вид тематизма – песенный, а также способы обращения с длинными красивыми мелодиями. То, что позже назовут «божественными длиннотами», свойственными романтической музыке, придумал Шуберт. Жанр симфонии приобрел черты камерности, интимности, стал исповедальником души художника, рассказчиком его надежд и мечтаний.

       В 20 лет Шуберт был на грани отчаяния, постоянная нужда и болезни подвигли его написать очень мрачный цикл песен «Зимний путь» на стихи того же поэта Вильгельма Мюллера («Шарманщик») и ряд романсов, позже объединённых в цикл «Лебединая песня». Даже авторский концерт в марте 1828 года ничего не мог изменить. Вдохновленный успехом Шуберт приобрел себе собственный рояль, снял теплый угол. Осенью 1828 он скончался от тяжелой болезни, так и не изведав славы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: