ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕМОГРАФИИ
Семинар № 1.
Предмет, задачи,методы демографии, связь с другими научными дисциплинами
Темы для собеседования:
1. Основные понятия и категории демографии. Связь с другими науками.
2. История развития демографии и учета населения в России и в мире.
3. Методы демографических исследований.
4. Основные источники данных о населении.
5. Научные и законодательные основы проведения переписей населения.
Темы докладов:
1. Современные исследования демографических процессов в России и за рубежом.
2. Методы демографических исследований и их роль в управлении социально-экономическими процессами.
3. Сравнительные итоги проведения переписей населения в РФ в 2002 и 2010 г.
4. Текущий учет и специальные выборочные обследования населения.
Семинар № 2 (практикум).
Источники данных о населении, перепись населения и текущий учет
Комплект разноуровневых задач (заданий)
- Опираясь на учебные публикации заполнить сравнительную таблицу (табл. 1) проведения переписей населения в России в 1897-2010 гг.:
Таблица 1.
|
|
Сравнительная таблица методологических особенностей проведения переписей населения в РФ
п/п | Дата | Основные категории и единицы учета переписи | Особенности проведения переписи |
1897 г. | |||
2010 г. |
2. По данным таблицы 2 определите наличное население в переписи населения в 2010 г.:
Таблица 2.
Мужчины и женщины | Мужчины | Женщины | |
Всего учтено, человек | 143436145 | 66457074 | 76979071 |
в том числе: |
|
|
|
население Российской Федерации | 142946788 | 66105964 | 76840824 |
из него: |
|
|
|
постоянное население Российской Федерации, находившееся на территории страны | 142856536 | 66046579 | 76809957 |
граждане Российской Федерации, находившиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти | 90252 | 59385 | 30867 |
лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом | 489357 | 351110 | 138247 |
Проведение занятия в форме тренинга.
Примерная тематика тренинга.
- Изучение методологии заполнения переписных листов
Цель тренинга.
Сформировать навыки заполнения переписных листов и их первичного анализа.
3. Задачи:
1. Получить навыки работы с первичной документацией (переписными листами).
2. Научиться классифицировать вопросы программы переписей по основным группам.
3. Получить навыки анализа первичной демографической информации с целью совершенствования методологии переписи.
4. Перед тренингом.
Студентам представлен лекционный и нормативный материал в электронном виде, даны ссылки на необходимые источники информации.
|
|
Семинар № 3.
Воспроизводство населения, его типы, факторы, влияющие на естественное движение населения. Теория демографического перехода.
Вопросы для коллоквиума:
1. Естественное движение (воспроизводство) населения: сущность, типы, факторы.
2. Теория демографического перехода.
3. Региональная дифференциация по уровню воспроизводства в России.
4. Демографическое понятие рождаемости, причины и факторы, на нее влияющие. Плодовитость. Репродуктивное поведение.
5. Демографическое понятие смертности, причиныи факторы, на нее влияющие.
6. Продолжительность жизни как категория демографии, основные показатели
7. Понятие брака и разводимости, факторы, на них влияющие. Брачно-семейная структура населения.
Темы рефератов:
1. Современная демографическая ситуация в России: ее анализ, основные тенденции.
2. Проблемы рождаемости в России: современная ситуация, этапы, закономерности и региональные особенности.
3. Продолжительность жизни в России: динамика, проблемы и пути ее повышения.
4. Тенденции и особенности брачности и разводимости в России и ее регионах.
5. Региональные особенности смертности и продолжительности жизни в России
Семинар № 4.
Показатели численности, состава и размещения населения мира и России, их динамика. Уравнение демографического баланса.
Темы для собеседования:
1. Динамика численности и размещения населения мира и России.
2. Причины и факторы, влияющие на воспроизводство и численность населения. Уравнение демографического баланса.
3. Система основных показателей рождаемости, смертности, брачности и разводимости.
4. Система показателей миграции населения: общие коэффициенты прибытия, выбытия, оборота и сальдо миграции.
Варианты контрольных работ:
Вариант 1.
- Демографическое понятие рождаемости, причины и факторы, на нее влияющие. Плодовитость. Репродуктивное поведение.
- На 2002 г. изменение численности населения по основным компонентам характеризуется показателями, приведенными в табл. 1. Составьте уравнение демографического баланса по нижеприведенным данным.
Таблица 1
Все население, млн. человек | Общее снижение численности населения за 1989-2002гг. | Естественная убыль (прирост) населения | В том числе | Миграционный прирост | В том числе | ||
родилось | умер-ло | Прибы-ло | Убы-ло | ||||
145,2 | – 1,8 | –7,4 | 20,5 | 27,9 | +5,6 | 11,0 | 5,4 |
- На основании данных табл. 1 рассчитать общие коэффициенты рождаемости и смертности за период с 1989–2002 гг.
- Рассчитать темпы роста и прироста за период 1989–2004 гг. с учетом того, что численность населения на 2004 г. составила 144,2 млн. человек, а убыль населения по сравнению с 1989 г. составила 2,8 млн. человек.
- Какой будет численность населения региона через 10 лет, если в начале периода она составляла 2 865 тыс. чел., а коэффициент общего прироста = (+) 0,002?
- Рассчитать общие коэффициенты брачности в указанные периоды на основании табл. 2. По произведенным расчетам составить выводы.
Таблица 2
Годы | Численность населения на начало года, млн. чел. | Число браков, тыс. | Число разводов, тыс. |
1992[1] | 148,6 | 1053,7 | 639,2 |
2002 | 145,2 | 1019,8 | 853,6 |
2005 | 143,5 | 1066,4 | 604,9 |
2008 | 142,0 | 1179,0 | 703,4 |
2010 | 141,9 | 1199,4 | 699,3 |
Вариант 2.
- Демографическое понятие смертности, причиныи факторы, на нее влияющие. Показатели младенческой смертности и средней продолжительности жизни – понятие, значение в демографических исследованиях.
- Составьте уравнение демографического баланса по годам по данным, приведенным в табл. 1. При этом рассчитайте показатели естественного и миграционного прироста (убыли) населения с учетом того, что общее снижение численности населения за 1996 – 2001гг. составило (–) 2.
Таблица 1
|
|
Годы | Все население, тыс. человек | Родившиеся | Умершие | Прибывшие в РФ, всего | Выбывшие из РФ, всего |
2001 | 144819,1 | 1311,6 | 2254,9 | 193450 | 121166 |
2002 | 143954,4 | 1397,0 | 2332,3 | 184612 | 106685 |
2003 | 144963,7 | 1477,3 | 2365,8 | 129144 | 94018 |
2004 | 144168,2 | 1502,5 | 2295,4 | 119157 | 79795 |
- На основании данных табл. 1 рассчитать общие коэффициенты рождаемости и смертности за период 2001 – 2004 гг.
- Численность населения на 2002г. составила 145 млн. человек, при этом убыль населения по сравнению с 1989г. составила 1,8 млн. человек. Найти абсолютную численность населения на 1989 г.
- Какой будет численность населения региона через 15 лет, если в начале периода она составляла 3 562 тыс. чел., а коэффициент общего прироста = (–) 0,0015?
- Рассчитать общие коэффициенты разводимости за период 2000 – 2005 гг. по данным табл. 2. По произведенным расчетам составить выводы.
Таблица 2
Годы | Численность населения на начало года, тыс.чел. | Число браков, тыс. | Число разводов, тыс. |
1995 | 148324,3 | 1075,2 | 665,9 |
2000 | 145559,2 | 897,3 | 627,7 |
2002 | 144819,1 | 1019,8 | 853,6 |
2004 | 144168,2 | 979,7 | 635,8 |
2006 | 142864,2 | 1113,6 | 640,8 |
Вариант 3.
- Понятие брака и разводимости, факторы, на них влияющие. Брачная структура.
- Составьте уравнение демографического баланса в 2005 году по данным, приведенным в табл. 1. При этом рассчитайте показатели естественного и миграционного прироста (убыли) населения с помощью относительных величин.
Таблица 1
Все население на начало 2005 г., млн. чел. | Общее снижение численности населения за 1 год. | В том числе | В том числе | ||
родилось | умерло | прибыло | убыло | ||
144,2 | – 0,8 | 1,46 | 2,3 | 2,09 | 1,98 |
- На основании данных табл. 1 рассчитать общие коэффициенты рождаемости и смертности.
- Рассчитать темпы роста и прироста за период 1989–2002 гг. с учетом того, что численность населения на 2002 г. составила 145 млн. человек, а убыль населения по сравнению с 1989 г. составила 1,8 млн. человек.
- Какой будет численность населения региона через 20 лет, если в начале периода она составляла 3 868 тыс. чел., а коэффициент общего прироста = (–) 0,003?
- Рассчитать общие коэффициенты брачности и разводимости на основании табл. 2. По произведенным расчетам составить выводы.
Таблица 2
|
|
Годы | Численность населения на начало года, тыс.чел. | Число браков, тыс. | Число разводов, тыс. |
1989 | 147,0 | 72477 | 7977 |
2002 | 145,2 | 1019,8 | 853,6 |
2005 | 144,2 | 979,5 | 635,9 |
2009 | 141,9 | 1199,4 | 699,3 |
2012 | 143,3 | 932,3 | 471,3 |
Семинар № 5.
Миграции – сущность, показатели, классификация. Современное состояние, особенности миграций и миграционной политики в РФ
Темы для опроса:
1. Миграция населения. Виды, причины, факторы
2. География международной миграции. Оценка миграционных процессов России в прошлом периоде.
- Система количественных показателей миграции населения.
- Современная характеристика миграционных процессов в РФ, региональные особенности.
5. Миграционная политика в современной России, ее региональная специфика
Темы докладов:
1. Влияние миграции на демографическую структуру населения региона
- Влияние миграции на трудовой потенциал региона
- Состояние и тенденции международной миграции населения России
4. Современные тенденции международной миграции в европейских странах
Семинар № 6