Глава 2. Аналитико-экспериментальная часть практического применениякурса «Этика здоровья семейной жизни»

В качестве позитивного практического применения опыта подготовки молодого поколения к семье был выбран 5-ти месячный экспериментальный курс «Этика здоровья семейной жизни» для молодых людей в возрасте 18 – 30 лет, который включает в себя целостный подход к общей теме здоровых внутрисемейных отношений. Проходил он с января по март 2016 года и состоял из 16-ти встреч.

Курс «Этика здоровья семейной жизни» рассчитан на регулярное посещение 1 – 2 раза в неделю, длительностью по 2 – 2,5 часа. Присутствие возможно было как очное, так и заочное – через специальную вебинарную программу. Исследования проходили на базе «Некоммерческого партнёрства «Интеллектуально-творческого объединения «ЛИРА»».

В дополнение к этому курсу взята школа здоровья «ВВЕДОС», которая была разработана мною, в качестве ведущего специалиста-фунготерапевта,в 2006 году,и имела большое практическое применение на базе Центра Здоровья Ирины Филипповой в Санкт-Петербурге и Москве, включая в себя консультации, цикл лекций, обучающие семинары и практические тренинги.

Основные параметры данной школы приведены в таблице №1.

Таблица №1.

№ п/п Буква, аббревиатура Значение Мероприятие
1. В Воздух Практика правильного дыхания.
2. В Вода Обучение здоровому питьевому режиму.
3. Е Еда Правильное питание. Чем, как и когда питаться.
4. Д Движения Практические рекомендации. Зарядка на каждый день.
5. О Отдых Активный и пассивный отдых - танцы, просмотр видео, культурный отдых, экскурсии, путешествия и т.п.
6. С Сознание Психология здоровья.

 

Концепция курса «Этика здоровья семейной жизни» состоит в том, что комплексный подход к здоровью человека, позволит значительно повысить его потенциал. Для молодых людей это особенно важно с целью в будущем создать здоровую семью. Под комплексным подходом понимаются следующие аспекты.

1. Цикл лекций по теме здорового образа жизни:

1.1. важность дыхательных упражнений, для полноценности работы дыхательной системы, возможный отказ от курения;

1.2. общая информация о грамотном использовании питьевого режима для здоровья молодых людей, повышающий общий тонус и защитные реакции организма;

1.3. важность правильного питания, которое является залогом здоровья человека;

1.4. акцент на необходимости активного образа жизни (спорт, зарядка, гимнастика, фитнес, танцы и т.п.) в современных условиях;

1.5. знакомство с вариантами возможного обязательного отдыха – пассивного или активного, для полноценного восстановления организма;

1.6. основная работа социального педагога по привлечению внимания к занятиям, способным повысить личностный рост молодого человека через интеллектуально-творческое развитие.

2. Просмотр тематических видеофильмов и современных художественных фильмов, которые наиболее ярко соответствуют теме семейных отношений.

3. Прослушивание тематического аудиоматериала.

4. Совместное прочитывание тематических, специально подобранных книг.

У молодых людей, имеющих возможность заниматься собой, образовываясь в теме здорового образа жизни, больше возможностей справиться с трудностями в дальнейшем в семейных отношениях, зачатии и рождении здоровых детей, возможностью полноценно работать, регулировать внутрисемейные конфликты, не доводя их до обострения ситуации. Также возрастает возможность привить детям в таких семьях навыки культуры и этики здорового образа жизни.

Для современной молодежи необходим курс, который затронет самые важные вопросы, исходя из наиболее острых проблем молодой семьи, а также из желаний самого молодого поколения:

- психологическая грамотность - умение общаться в семье и разрешать конфликты;

- правовая грамотность - права и обязанности, вступающих в брак по отношению друг к другу и детям;

- особенности брачного договора в современных российских условиях, а также особенности гражданского брака (его отличия от зарегистрированного;

- вопросы воспитания детей;

- сексуальная культура - контрацепция, безопасный секс, репродуктивное здоровье;

- рациональное ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, распределение между супругами домашних дел.

Помимо этого, необходимо обеспечить доступ к информации: где и по каким вопросам молодая семья может получить помощь. Подготовка должна быть комплексной и охватывать наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства.

     На данном курсе очно присутствовало – 15 человек и через интернет 23. Из них 28 девушек и 10 юношей.

Образование слушателей курса (38 человек)

 

 

На вопрос: Что из перечисленного Вам представляется наиболее значимым в жизни в настоящий момент времени, слушатели курса ответили:

Регулярно на каждой встрече проводились опросы молодых людей как в письменной форме, так и в устной, в виде бесед и общения. Предлагалось отвечать на ряд вопросов, в основном касающихся их измененного состояния, повышения настроения, эмоционального фона, чувства единения, жизнерадостности, роста уверенности в своих силах. Основной целью данного анализа являлось восприятие обучающимися результатов от комплексного подхода курса «Этика здоровья семейной жизни».

Проведено первоначальное тестирование и анкетирование молодых людей до занятий на курсе «Этика здоровья семейной жизни».Исследование показало наличие значимых различий в степени выраженности ряда параметров социально-психологической готовности к браку в зависимости от пола респондентов и их возраста.

Так, у девушек по сравнению с юношами отмечается большая выраженность притязаний на исполнение хозяйственно-бытовой функции в семье, а также ожиданий внесемейной активности со стороны супруга, что свидетельствует о готовности девушек взять на себя основное решение бытовых вопросов. Несмотря на эти различия, основные полученные показатели подтверждают тот факт, что в настоящее время достаточно ярко выражена тенденция к уравниванию в представлениях молодых людей значимости вкладов мужа и жены в жизнедеятельность семьи в ее обеспечение. Другими словами, речь идет практически о том, что по сравнению с прошлым сегодня в представлениях молодёжи формируется в качестве нормы видение отношений мужчин и женщин в семье как в целом паритетных.

Справедливость этого вывода, в конечном счете, подтверждают и результаты проведенного анкетного опроса: большинство опрошенных склоняются к тому, что вести домашнее хозяйство в семье должны оба супруга - 71,7%; стремление к паритету в материальном обеспечении семьи также выразили более половины опрошенных.

 

В отношении эмоционально-психотерапевтической поддержки в семье девушки также в большей степени, чем юноши ожидают ее от партнера, но и готовность выполнять эту функцию самим у девушек также выше, чем у юношей. Однако юноши в целом имеют большую по сравнению с девушками выраженность притязаний на исполнение родительско-воспитательной функции. На вопрос анкеты в нашем исследовании «готовы ли Вы ради семьи отказаться от того, чтобы делать карьеру?» ответ: «да, семья однозначно важнее» – отметили 32,2% респондентов.

Среди испытуемых смелость (решительность) в отношениях в большей степени свойственна мужчинам, чем женщинам, что вполне соответствует общепринятым стереотипам поведения. Однако следует отметить, что некая скованность в отношениях с противоположным полом и/или неуверенность в своих сексуальных возможностях – а именно об этом свидетельствуют низкие показатели по данной шкале – имеют место менее чем у одной трети респондентов женского пола, что говорит о выраженной либеральности девушек в установлении интимных отношений и готовности проявлять активность.

Высокая выраженность проявления материальной заинтересованности в общении с партнером особенно характерна в рамках задействованной выборки представительницам именно женского пола. Результаты проведенного анкетного опроса также свидетельствуют о том, что и материальное положение, и социальный статус будущего супруга, и материальное положение его родителей в значительно большей степени волнуют девушек, чем юношей. Более того, девушки чаще, чем юноши склонны рассматривать «брак по расчету» как более устойчивый по сравнению с «браком по любви».

Результаты обследования показали, что девушки более избирательны и разборчивы в выборе партнера. Различия по данному параметру вполне закономерны. Зафиксированные данные полностью соответствуют традиционно отмечаемому факту существования в обществе «двойных стандартов», отражающих наличие качественно различных норм, стереотипов и санкций, которыми руководствуются при оценке поведения мужчин и женщин в этой сфере.

По-видимому, в логике этих же причин следует объяснять и значимую разницу между степенью выраженности потребности в разнообразии у юношей и девушек, т.к. принято считать, что мужчины полигамны по своей природе и больше склонны к разнообразию, в том числе и в сексуальном общении и поведении.

В целом, результаты свидетельствуют о том, что девушки хотели бы видеть рядом с собой настойчивых, энергичных, успешных и авторитетных партнеров, которые могли бы лидировать в отношениях. Подобная позиция практически полностью совпадает с традиционным распределением социальных ролей в обществе.

 

Большинство же обследованных молодых людей, не стремится доминировать в отношениях, не готово безоговорочно брать на себя ответственность. Однако они отмечают наличие у себя черты (и испытуемые–девушки с этим согласны) самоуверенности, независимости и эгоизма, хотя по результатам исследования большинство юношей нельзя назвать независимыми, самоуверенными, они не склонны к соперничеству.

В целом полученные эмпирические данные демонстрируют тот факт, что по сравнению с юношами девушки имеют большую выраженность показателей, составляющих комплекс социально-психологической готовности к браку и созданию семьи, с точки зрения традиционно принятых в обществе ценностей и распределения ролей в семье.

Результаты проведенного нами анкетного опроса и статистический анализ полученных данных демонстрируют их готовность выстраивать отношения, т.е. прилагать усилия к созданию семьи и благополучных взаимоотношений в ней, принимая во внимание различные факторы межличностного взаимодействия, затрагивающие, в том числе и общение с ближайшими родственниками, и поиски компромиссных решений в различных ситуациях. Очевидно, что желание «быть принятым» способствует тому, что девушки проявляют дружелюбие, альтруизм, готовность подчиняться, ожидая активности, настойчивости и доминантности от партнера.

В то же время следует отметить, что полученные результаты свидетельствуют о наметившихся в современном обществе тенденциях к смещению гендерных ролей: у большинства юношей отмечается высокая и средняя степень выраженности притязаний на исполнение традиционно «женских» хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательной функций в семье, они чаще, чем девушки готовы отказаться от того, чтобы делать карьеру ради времени, проводимого с семьей.

Конечно, семейные отношения, как правило, основываются на полном и взаимном доверии супругов, взаимной привязанности, чувствах любви и глубокого уважения. Вместе с тем, правовая подготовка - это необходимый элемент подготовки молодёжи к семейной жизни. Следует помнить, что брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, причём супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Не менее важным компонентом подготовки молодёжи к семейной жизни является воспитание культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, сексуальное просвещение молодёжи с целью формирования безопасного и ответственного сексуального поведения, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья молодых людей.

Таким образом, анализ различных подходов к определению функций семьи и структуры, готовности к браку позволил выделить психологический, правовой, социально-медицинский и хозяйственно-экономический компоненты готовности.

Психологическая готовность – это характеристики личности, определяющие эффективность деятельности, в которой они проявляются. Психологическая готовность определяется наличием определённых свойств и качеств личности, которые формируются на основе внешних и внутренних условий. Под внутренними условиями понимаются установки, мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, необходимые для осуществления конструктивных отношений. Под внешними - те условия, в которых они формируются. В связи с этим, психологическая готовность к браку рассматривается не только как особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности, но и как результат психологической подготовки и специального формирования.

На наш взгляд, психологическая готовность к браку включает в себя установку личности на вступление в брак рождение детей и ответственное родительство; готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к членам своей семьи: супругу и будущим детям, способность проявлять заботу о них; подготовленность молодых людей к межличностному общению и сотрудничеству, способность к саморегуляции эмоций и поведения, умение предупреждать и разрешать межличностные конфликты конструктивными способами, высокая нравственная культура поведения личности.

Для формирования установок на рождение детей и ответственное родительство молодым людям необходимо разъяснять преимущества, которые дают родителям дети: они делают супругов биологическими родственниками; дети дают родителям возможность переживать и открыто проявлять чувство любви; стимулируют родителей повышать свой культурно-образовательный уровень, управлять своими эмоциями и поведением; дети позволяют взрослым как бы повторно пережить собственное детство; они обеспечивают сотрудничество в семье; являются опорой и поддержкой родителям в старости.

Правовая подготовка к браку включает в себя знакомство молодых людей с основами законодательства о браке и семье, с основными положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям и к обществу.

Хозяйственно-экономический компонент готовности к браку включает в себя внутреннюю готовность и умение молодых людей вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, справедливо распределять обязанности между супругами, материально обеспечивать семью.

Медико-социальный компонент готовности молодых людей к браку, на наш взгляд, включает в себя заботу о своём здоровье, установку на сохранение супружеской верности в браке, оформление безопасного и ответственного сексуального поведения, обеспечивающего охранение и укрепление репродуктивного здоровья молодых людей, рождение желанных и здоровых детей.

Анализ данных анкетирования показал следующее. Большинство обследованных молодых людей считают оптимальным возрастом вступления в брак для девушек - 24 - 25 лет (66 %); для юношей - также 24 -25 лет (48%), вместе с тем 30 % испытуемых указали на оптимальный возраст вступления в брак для юношей - 26 - 35 лет. Таким образом, подтверждается тенденция современных молодых людей откладывать вступление в брак на более поздний возраст.

И юноши, и девушки считают оптимальным возрастом для рождения ребенка – 18 - 23 года (30 % испытуемых), 24 - 25 лет (30 %), 26 - 35 лет (40%). Таким образом, мы также обнаруживаем эмпирическое подтверждение тенденции значительной части современных молодых людей откладывать момент рождения ребенка на более поздний возраст.

 

Основными плюсами супружества молодые люди считают: любовь, поддержку, помощь, уважение, доверие, наличие детей и счастье; основными минусами: возможную измену, скуку, однообразие, ограничение свободы, брак не по любви, а также наличие одного партнера.

Большинство испытуемых указывают на достаточный уровень развития у них личностных качеств, необходимых для успешной семейной жизни. Вместе с тем, значительная часть молодых людей нуждается в развитии психологического компонента готовности к брачно-семейным отношениям: умения управлять своими эмоциями и поведением, самоотверженности по отношению к близким людям, умения предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

Половина испытуемых считает, что семейные обязанности должны быть поровну разделены между супругами. 30 % считают, что большую часть семейных обязанностей должен взять на себя муж и 20 % - жена. Только 30 % обследованных молодых людей считают, что будущий супруг должен обладать способностями к воспитанию детей, остальные 70 % считают необязательным наличие педагогической компетентности у родителей.

Без сомнения, неконструктивные установки молодых людей подлежат коррекции. Развитие педагогической компетентности будущих родителей включает в себя формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

73 % обследованных молодых людей умеют планировать свой бюджет и 27 % - не умеют. На вопрос, умеете ли вы вести домашнее хозяйство, 33 % студентов ответили - умею готовить и стирать, 14 % ‒ умею делать по уборку и ремонт, 6% - умею чинить одежду. Таким образом, значительная часть молодых людей нуждается в развитии хозяйственно-бытового компонента готовности к браку.

Задача формирования хозяйственно-экономической готовности к браку может быть успешно решена с помощью дополнительных образовательных курсов: например, для девушек - по приготовлению пищи и рукоделию, для юношей - по осуществлению мелкого ремонта в квартире и др. В семейном воспитании этой проблеме должно быть уделено особоевнимание.

Диагностика показала также необходимость совершенствования правовой подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям, которая может быть реализована как в рамках специальных учебных курсов в образовательных учреждениях, так и в процессе тематических классных (кураторских) часов, в том числе с приглашением юристов и т.д.

На вопрос, какие способы предохранения от нежелательной беременности вы знаете, 86 % опрошенных студентов ответили - презерватив, 14 % - хирургическое вмешательство (аборт). Таким образом, молодые люди не владеют современными методами контрацепции и нуждаются в консультировании по вопросам рационального контрацептивного поведения.

На вопрос, какие условия способствуют сохранению репродуктивного здоровья, 33 % обследованных молодых людей ответили - здоровый образ жизни и спорт, 14 % - не употреблять алкоголь и не курить, 6 % - правильное питание. Набор обозначенных условий явно недостаточен. Таким образом, молодые люди нуждаются в консультировании по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья,формировании безопасного и ответственного сексуального поведения как одного из важнейших условий сохранения здоровья репродуктивной системы человека.

Эмпирическое исследование подтвердило актуальность проблемы формирования готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям. Значительная часть обследованных молодых людей нуждается в создании специальных условий для развития психологического, правового, хозяйственно-экономического и медико-социального компонентов готовности к браку.

На основе анализа теоретического и эмпирического исследований нами были составлены рекомендации по формированию готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, которые охватывают все компоненты готовности к браку и семейной жизни.

Работа по формированию готовности молодежи к брачно-семейным отношениям может быть осуществлена в форме специальных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях или центрах планирования семьи и репродукции, в других учреждениях, а также в форме отдельных психологических тренингов, консультирования, тематических классных часов и т. д.

Наш аналитико-исследовательский эксперимент проходил на базе интеллектуально-творческого объединения и назывался курс «Этика здоровья семейной жизни». В нём были задействованы такие методы, как групповая дискуссия, «мозговой штурм», анализ проблемных ситуаций, психологическая ролевая игра, тренинговые упражнения, моделирование эффективного социального поведения и др.

Таким образом, семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему множество требований. Среди основных факторов, определяющих стабильность и благополучие семьи, выделяют готовность супругов к брачно-семейным отношениям. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни является неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения.

Совершенствование полового воспитания, формирование готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям в условиях образовательных учреждений, центров планирования семьи и других организаций обеспечат в будущем успешность брачно-семейной адаптации супругов, и, соответственно, стабильность семьи и общества в целом.

На основании вышеизложенного была составлена программа проведения курса «Этика здоровья семейной жизни».

 

 

Таблица №2.

№ встречи Название встречи План встречи
1. Вводная ознакомительная встреча. 1. Знакомство со структурой и формой последующих встреч. 2. Лекция «Основы брака и семейных отношений». 3. Просмотр музыкального видеоспектакля «Семейные узы».
2. Элементарные навыки здорового образа жизни. 1. Знакомство со структурой школы здоровья «ВВЕДОС». 2. Обучение навыкам специальной гимнастики, для укрепления дыхательной и нервной систем организма человека.
3. Всё о важности питьевого режима. 1. Просмотр занимательных публицистических фильмов о воде. 2. Обучение навыкам специальной гимнастики, для укрепления мочеполовой и лимфатической систем организма человека.
4. Основы правильного питания. 1. Лекция «Здоровое питание». 2. Просмотр занимательного музыкального видеофильма, помогающего раскрыть значение того или иного продукта для нашего организма. 3. Обучение навыкам специальной гимнастики, для укрепления пищеварительной и кровеносной систем организма человека.
5. Гармония движений. 1. Знакомство и овладение на практике авторской «Энергозарядки» на каждый день. 2. Обучение навыкам специальной гимнастики, для укрепления иммунной и гормональной систем организма человека. 3. Предоставление информации о возможных совместных посещениях уроков основ бальных танцев.
6. Полноценный самовосстанавливающий отдых. 1. Культурная программа с экскурсиями по городу и посещением красивейших исторических мест Санкт-Петербурга.
7. Семья в современном обществе. 1. Лекция «Важность и смысл создания семьи в современных условиях». 2. Знакомство с тематической книгой «Живая книга», совместное прочтение отдельных глав «Любовь» и «Любовь наоборот». 3. Просмотр музыкального видеоспектакля «Дорогая секунда любви».
8-9. Как справиться с обидой. 1. Работа по изучению теории данной темы, проработка темы в игровой форме. 2. Просмотр видеофильма «Растворение обиды. Жизнерадостность».
10-11. Как справиться со страхами. 1. Работа по изучению теории данной темы, проработка темы в игровой форме. 2. Просмотр видеофильма «Извлечение пользы из страха. Пустотность».
12. Особенности мужских-женских отношений. 1. Просмотр видеофильма «Из аномалии в любовь». 2. Работа с книгой «Секс или любовь».
13. Особенности мужских-женских отношений. 1. Просмотр видеофильма «Главная тайна планеты». 2. Работа с книгой «Любовь и секс».
14-15. Особенности мужских-женских отношений. 1. Работа по изучению теории данной темы, проработка темы в игровой форме. 2. Просмотр видеофильма «Снятие усталости. Сгусток семьи. Совершенство».
16. Как подготовить себя к рождению ребенка. 1. Работа с книгой «Живая книга» глава «Рождение». 2. Прослушивание аудиоверсии этой главы. 3. Заключительная часть, подведение итогов.  

 

 

В процессе работы с молодёжью и бесед с ними выяснялись такие факты как:

- мотивация действий в теме создания семьи;

- усиление веры в позитивное будущее, появление позитивного настроя;

- улучшении адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

- повышение стрессоустойчивости;

- переосмысление и постепенное уменьшение претензии к внешним факторам (государству, близким и т.д.);

- возникновение желания взять ответственность за себя на себя;

- улучшение обучаемости;

- уменьшение до полного исключения курения, алкоголя.

Первоначальный интерес, который явился основным мотивирующим фактором для молодых людей – подготовить себя к созданию в будущем полноценной семьи.

Источником информации данного курса явились родители, которые регулярно посещают площадку «Некоммерческого партнёрства «Интеллектуально-творческого объединения «ЛИРА», а также реклама в социальных сетях через интернет.

Изменения в жизни, связанные с посещением курса «Этика здоровья семейной жизни» - отметили какие-либо положительные изменения в своём эмоциональном состоянии 99% опрошенных.

Следует признать наиболее сильным положительным эффектом от посещения курса по позициям: улучшилась адаптация к жизни (95% улучшений у имевших проблему), стало меньше претензий к окружающим (95%), появилось позитивное отношение к жизни (95%), повысился интерес к жизни (94%) и стрессоустойчивость (94%).

Отметили какие-либо положительные изменения в своём физическом состоянии 88% обучающихся. Также повысилась обучаемость (81%).

Основной вывод: курс помог молодым людям обрести жизненные ориентиры и дал механизмы для достижения внутреннего спокойствия и гармонии с окружающим миром и людьми. Курс поработал комплексно, одновременно и эмоционально успокаивающе, и побуждающим к действию, вызывающим взаимный интерес к присутствующим рядом.

Планы по продолжению работы в выбранном направлении: планируют продолжать практиковать полученные знания и навыки курса все опрашиваемые.Готовность рекомендовать курс своим близким и друзьям – 87%.

 

 

Таблица №3.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Улучшилось внутреннее состояние, обретения спокойствия: Стало меньше раздражительности и суеты, меньше эмоциональных выбросов, стали терпеливее, появилось другое отношение к жизненным ситуациям, перестали бояться будущего, ушла паника перед неизвестным 7 %
Включилась наблюдательность: Улучшилась внимательность, восприятие 6%
Улучшился подход к окружающим, стали менее конфликтны: Стали лояльнее к другим, перестали осуждать, меньше обижаться 6%
Оптимизм, позитивное мышление: Состояние радости и счастья, лёгкости, полёта 5%
Появилась уверенность в себе, в своих силах, возросла самооценка: Самостоятельность, смелость, меньше комплексов 8%
Появилось жизнелюбие, смысл жизни: Стало интереснее жить, появилось много желаний, целей в жизни 7%
Изменение мировоззрения, мироощущения, мировосприятия: Появилась широта мышления, смотрят на мир прозревшими глазами 7%
Улучшились отношения с близкими, в семье, с друзьями 6%
Появилось желание развиваться, совершенствоваться, менять своё состояние, стремление стать лучше 6%
Улучшилась коммуникабельность, взаимоотношения со старшими, взаимопонимание 5%
Стали мобильнее, активнее, энергичнее, работоспособнее, лёгкими на подъём; стало больше свободного времени и сил, за меньшее время делают больше, организованнее 5%
Улучшилось здоровье, стали меньше болеть, общее состояние удовлетворительное 4%
Стало проще принимать решения, решать проблемы, справляться со сложными жизненными ситуациями 4%
Улучшение обучаемости и памяти 3%

Прочие положительные изменения суммарно указали 15% опрошенных (38 человек). Каждый пункт – не более 1% опрошенных.

В порядке убывания частоты упоминания:

ü изменился внешний вид, стали выглядеть привлекательнее

ü расширился круг общения, появилось много друзей (в том числе и через интернет)

ü стали вдумчивее, разумнее смотреть на всё окружающее

ü больше уделять времени путешествиям, отдыху, культурномудосугу

ü получили ответы на многие волнующие вопросы

ü более открыто стали проявлять любовь к близким, теплые взаимоотношения с близкими

ü активизировались творческие способности, которых раньше в себе не замечали (пение, музыка, живопись, написание стихов и т.п.)

ü расширился кругозор, стал лучше словарный запас

ü появилось желание и возможность помогать людям

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Отрицательные изменения отметили 4 молодых человека, они носят частный характер:

• «Вначале я бросил курить и пить пиво, а сейчас вновь начал, так как не смог регулярно выполнять рекомендации курса».

• «Мои родители не стали поддерживать меня при занятиях на этом курсе, упрекая, что я меньше времени стала уделять учёбе, а всё остальное не так важно».

• «Здоровье так и не улучшилось».

• «До сих пор есть страх перед ответственностью брака и семейных отношений».

Вывод по вышеизложенному опросу

Курс «Этика здоровья семейной жизни» помогает молодым людям обрести жизненные ориентиры и даёт механизмы для достижения внутреннего спокойствия и гармонии с окружающим миром и людьми. Такая подготовка даёт возможность молодым людям уже на совершенно ином качественном уровне подойти к вопросу семьи, чтобы создать гармоничные отношения и крепкий надежный союз между супругами.

Однако, курс показал, что необходимо больше уделить внимания отдельным частным вопросам, больше времени посвятить тем занимающимся, кто больше в этом нуждается и постараться довести их до устойчивого положительного результата применения всех рекомендаций курса.

Хочется особо отметить, что из всех участников курса (38 человек) 11 сказали, что их родители практически не знали о посещении курса «Этика здоровья семейной жизни», не проявили интереса или не поддерживали молодых людей в их начинаниях. Этот печальный факт хочется отдельно отметить для того, чтобы обращать прицельное внимание также и родителям молодых людей для общения с ними. Загруженность родителей бытовыми делами, своими личными интересами, работой и т.п. приводит к нехватке времени и должного внимания своим детям. Это оставляет огромное влияние на становление молодого человека для подготовки к семейной жизни. Такие стереотипы поведения в семье крайне сложно сломать в короткий этап времени.

Однако данный курс показал, что практически все родители, а также остальные члены семьи и близкие отметили изменения в лучшую сторону обучающихся. Особо были выделены такие качества:

Ø Утверждённая жизненная позиция в создании семьи, ценности, ответственности и важности подготовки себя к супружеским отношениям;

Ø Усиление жизнерадостности, общительности, открытости и контактности;

Ø Практически все отметили изменения во внешнем виде молодых людей: более открытый и уверенный взгляд, излучающий жизнелюбие и уверенность в себе.

Сравнительные показатели опрошенных по общим вопросам, касающимся создания семьи приведены в следующей диаграмме, которая очевидно демонстрирует высокую результативность данного курса.

Таким образом, результативность для каждого из опрошенных клиентов фиксируется индивидуально, исходя из собственной системы оценок, начиная от внутреннего состояния и заканчивая решением вполне реальных жизненных вопросов, допустим, если это касается создания семьи в целом.

Согласно мнению и наблюдению опрошенных, можно сделать вывод, что курс «Этика здоровья семейной жизни» расширяет границы познаваемой темы: создания семьи. Очевидно, что у молодых людей в жизни накапливаются вопросы, задать которые практически некому. Здесь они получили много концентрированных ответов, которые смогли потом подтвердить уже на базе собственного опыта, что и доказало многим из них результативность данного курса.

Выводы по главе 2.

Данный аналитико-экспериментальный исследовательский и практический курс «Этика здоровья семейной жизни» был проведён с учётом основных функций социального педагога:

1. Осуществлён комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и развитию молодых людей на базе интеллектуально-творческого объединения.

2. Были исследованы особенности личности обучающихся и их условий жизни.

3. Выявлялись интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывалась им социальная помощь и поддержка.

4. Определялись задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимались меры по социальной помощи.

5. Организовывались различные виды социально ценной деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив.

6. Было оказано содействие по созданию обстановки психологического комфорта, ознакомление с основами здоровья и безопасности собственной жизни.

Недостатками данного курса являются:

при очном присутствии:

1. Сложность рекламы и информирования молодёжи о проведении подобных курсов.

2. Определённая занятость молодых людей данного возраста.

3. Отсутствие должной мотивации у молодёжи для присутствия на подобных курсах.

4. Некоторая закомплексованность молодых людей для посещения подобных мероприятий.

при присутствии через интернет:

1. Теряется возможность в отличии от очного присутствия живого общения и возможного знакомства.

Положительные моменты данной программы через интернет:

1. Возможность безлимитного количества участников аудитории через интернет.

2. На занятиях они чувствуют себя комфортно, так как находятся в своих привычных домашних условиях.

В целом, несмотря на недостатки, курс приносил положительные результаты, способствуя формированию среди юношей и девушек должного представления о ценности семьи, хотя не обо всех ее сферах.

3. Заключение.

Первостепенной задачей данной дипломной работы было изучение и анализ теоретического материала и опыта в области социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни.

В связи с этим, в нашем исследовании мы ставили перед собой цель - экспериментальная разработка и внедрение в практику инновационных форм, методов, приемов, средств и технологий воспитания семейной этики и подготовки к семейным отношениям молодежи в учреждениях культуры в условиях социально-педагогического сопровождения молодых людей. Также выявить и обосновать условия и средства педагогического сопровождения формирования готовности молодых людей к семейной жизни. При этом мы основываемся на формированиирефлексивной позиции субъектов сопровождения в ходе их включения в те или иные виды деятельности, осуществляемые в различных ситуациях и обеспечивающие возможность реализации имеющегося у молодого человека личностного и социального потенциала.

Данная цель достигалась путем последовательного решения ряда задач.

В ходе решения следующей задачи исследования было обосновано содержание педагогического сопровождения формирования готовности молодых людей к семейно-брачным отношениям. Был организован процесс взаимодействия различных субъектов (молодых людей, педагогов, психологов, медиков, родителей), в ходе которого произошло создание оптимальных условий становления социальной позиции семьянина, а также развитие у молодёжи способности противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям, препятствующим формированию готовности к семейной жизни.

В результате педагогического сопровождения формирования готовности подростков к семейной жизни мы постарались выполнитьценностно-ориентационную, индивидуально-ориентационную, инструментально-ориентационную и стимулирующие функции, которые реализуются в содержании процесса педагогического сопровождения молодых людей.

Задача формирования системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания была осуществлена благодаря разработке курса «Этика здоровья семейной жизни».

Сущность педагогического сопровождения в данной модели заключается в создании условий для взаимодействия выделенных субъектов на основе рефлексивно-деятельностного подхода. С учетом его специфики нами выделены принципы педагогического сопровождения подростков в ходе формирования у них готовности к семейной жизни.

В вышеизложенной комплексной системе были учтены несколько принципов взаимодействия с молодыми людьми: создания эмоционально положительной атмосферы в процессе сопровождения и ориентации сопровождения на интересы и потребности подростков. С этой целью была разработана программа педагогического сопровождения формирования готовности подростков к семейной жизни, которая отражает модель и имеет многоуровневое содержание, основу которого составляют несколько выделенных в курсе приёмов-направлений:

- Информационное направление: информирование подростков об основах брачных отношений, изучение опыта родительской семьи, игры.

- Ценностное направление: формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового образа жизни. Основными методами организации работы в рамках данного направления мы считаем дискуссии, совместное обсуждение, собственное самостоятельное проектирование модели семьи.

- Личностно-формирующее направление: моделирование и проигрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, упражнения,направленные на формирование адекватной самооценки и позитивности образа «Я».

- Компетентное-ролевое направление: отработка механизмов семейно-ролевого поведения, формирование стратегий семейного взаимодействия. Основным методом работы является тренинг на основе просмотренного материала.

В ходе исследования была организована опытная работа по проверке программы, которая проходила в несколько этапов.

На первом этапе, с целью конкретизации предложенного нами курса в практической деятельности, был проведен анализ ситуации наличного уровня представлений молодых людей о семейной сфере. Результаты опроса позволили определить содержание экспериментальной работы с учетом опыта испытуемых.

Сущность сопровождения молодых людей в ходе опытной работы заключалась в обучениисамоанализа; деятельности с опорой на рефлексивную схему: выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели, переход к задачам, другого плана.В ходе реализации программы мы пришли к выводу, что средства сопровождения будут направлены на реализацию социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса сопровождения и создание условия, при которых он сам проявляет активность в формировании готовности к семейной жизни.

Для решения задачи разработки программы определения своего индивидуального ритма семьи для ощущения гармонии и самодостаточности каждого члена семьи были предложены материалы автора ритмометода.

В семье совмещаются ритмы двух людей, протекающие в разном режиме времени. С годами супруги продвигаются по жизни с разной скоростью: проходят эволюцию мировоззрение и увядание тела. Такие этапы в жизни, как создание семьи, рождение детей или карьера, могут разойтись во времени. А значит, интересы и потребности перестанут совпадать.

У каждого человека есть свои ритмы изменений, которые нельзя игнорировать. Ритмология дает понимание этих закономерностей развития человека во времени, помогает выявить и синхронизировать ритмы супругов, сгладить противоречия и сохранить семью. Естественно, это возможно, только в случае, если оба готовы работать над собой и развиваться.

На начало занятий с группой молодых людей была проведена серия анкетирования, для получения данных для социально-педагогической коррекции. Во время проведения курса «Этика здоровых семейных отношений» регулярно проводились опросы обучающихся. На окончании процесса обучения была сделана обобщающая серия анкетирования и бесед.

Сравнение полученных по окончанию опытной работы результатов показало, что молодые люди опытной группы показали очевидное преобладание более продуктивных стилей поведения в конфликте.

Динамика полученных результатов свидетельствовала о положительных изменениях по основным выделенным показателям и подтвердила выдвинутые нами гипотезы. Таким образом, цель работы

 

Списоклитературы:

 

1. Василькова Ю.В.. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия». - 160 с.. 2001

2. Мудрик А. В Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. ISBN 5-7695-0640-7

3. Клепцова, Е. Ю., Фуфачев Н.Н. Принципы гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.8. – С. 11–15.-URL:http: //e-koncept.ru/2016/56113.htm.

4. Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России (данные Министерства образования и Министерства здравоохранения России, Института социологии РАН России, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, Unisef, ООН и др.) / сост. Общественный совет Центрального федерального округа. М., 2008.

5. Электронный журнал Библиографическая ссылка Рогова А.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1457 (дата обращения: 25.11.2017).

6. Лучезарнова Е.Д. Размышления и афоризмы/ Е.Д.Лучезарнова, Авторский Центр «РАДАТС». – М.: Академический проект, 2016. – 256 с.

7. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников // Школьный психолог. 2000. №10. С. 24–29.

8. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М., 1982.

9. Анненкова Н. В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 6–11. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56654.htm.

10. А.Л. Фатыхова. Теоретические и методические основы формирования социально-перцептивной компетентности педагогов / Москва: Высшая школа, 2005. – 132с.

11. Н.И. Никитина. Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога / Москва: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.

12. Барабохина В.А. Методические рекомендации по использованию фильмов в работе с детьми, подростками и молодёжью. – СПб.: СПб ГБУ «Городской ифнормационно-методический центр «Семья», 2016 – 16 с.

13. Ответственное родительство. Учебно-методическое пособие по работе с семьёй (под редакцией В.А. Барабохиной, – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья»), 2016 – 188 с.

14. Марченко Е.Д. Введение в педагогику РАДАСТЕИ СПб.: Авторский центр «РАДАТС», 1999. – 272 с.

15. Е.Д. Марченко, М30 Любовь. – М.: РИТМ 25, 2010. – 40 с. – (Ритмомеры) ISBN978-5-455-00014-0

16. Е.Д. Лучезарнова Л87 Снятие усталости. Сгусток семьи – совершенство. - Санкт-Петербург: РИТМОВЗЛЁТ, 2014. – 40 с. – (Ритмомеры). – ISBN 978-5-906662-31-6

17. Е.Д. Лучезарнова, Л87 Растворение обиды. Жизнерадостность. – 2 изд. – Санкт-Петербург: РИТМОВЗЛЁТ, 2014. – 32 с. – (Ритмомеры). – ISBN 978-5-906662-52-1

18. Е.Д. Марченко, М30 Извлечение пользы из страха. – М.: РИТМ 25, 2010. – 32 с. + аудиодиск. – (Ритмомеры) ISBN 978-5-455-00008-9

19. Е.Д.Лучезарнова (Марченко) Л87 Лучевое питание. – 2-е изд., дополненное. – М.: Ритм 25, 2012. – 108 с. ISBN 978-5-455-00107-9

20. Е.Д.Лучезарнова (Марченко) Л87 Живая книга / Е.Д.Лучезарнова. – 9-е изд. – Москва: Ритм 52, 2013. – 269 с.

21. Е.Д. Марченко, М30 Главная тайна. Секс или любовь – М.: РИТМ 25, 2011. – 72 с.

22. Е.Д. Лучезарнова, Главная тайна. Любовь и секс – М.: РИТМ 25, 2012. – 64 с.

23. Е.Д. Лучезарнова(Марченко) Л87 Матрица здоровья. – Санкт-Петербург: РИТМОВЗЛЁТ, 2014. – 272 с. – ISBN978-5-90662-60-6

24. Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политических трансформаций современной России. М.: Триада ЛТД, 2001 - 264с.

25. Сафарова Г.Л., Клецин А.А., Чистякова Н.Е. Семья в Санкт-Петербурге. Демографичекие, социологические, социально-психологичекиеаспекты.- СПб.: СПбГУ, 2002 - 88с.

26. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты Л.: Наука, 1984. - 123 с

27. Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования/ Колл. монография/ Под. ред. Слуцкого Е.Г. - Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004 - 737 с

28. Луценкова Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(22). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(22).pdf (дата обращения: 29.11.2017)

29.  Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л.А.

30. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Н.Ф. Басов. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 328 с.

31. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А.А. Реан. М.: АСТ, 2010. — 576 с.

32. Холостова Е.И. Семейноевоспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 292 с.

33. Шнейдер Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. — 496 с.

34. Немов Р.С. Психология. Психология образования: в 3-х кн.: учебник дляпедагогических вузов / Р.С. Немов.- 4-е изд.М.: ВЛАДОС. Кн. 2: Психология образования. 2005. 606 с.

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. Ростов – наДону: Феникс, 2001. 671 с.

36. Rogers С. R.Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975.V. 5, N 2. P. 2—10.Гурова Р.Г. Социальная педагогика//Пед. энциклопедия. Т. 4. — М., 1968. — С. 43. См.: Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

 

Электронные ресурсы удаленного доступа

1. Сайт Профессиональное образование. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/predmet-i-zadachi-socialnoj-pedagogiki-page-2.html. Дата обращения 10.04.2017.

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ Дата обращения: 09.04.2017.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/. Дата обращения: 20.04.2017.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: