Мы всегда находимся там, где пребывают наши мысли. Однако, нужно постараться направить мысли туда, где находится наше истинное благо

 

В противном случае мы всегда будем «парить» на платформе своего непостоянного и ограниченного ума, который всегда обуреваем страхами, привязанностями и ложными отождествлениями. Говорится: «У человека есть сила воли на все, вопрос лишь в том, каковы его намерения и куда он их направит». История «Крайняя необходи-мость» подтверждает это.

 

Однажды лягушка попала в глубокую колею на грязной деревенской дороге. Всячески стараясь, она долго не могла оттуда выбраться. Ей было трудно, она снова пробовала, но ни чего не получалось. Друзья также старались помочь ей и делали все, что можно. Однако под вечер, угнетенные, разочарованные и уставшие, они оставили ее на волю судьбы.

На следующий день они пришли проститься с ней и с честью похоронить, уверенные в том, что она уже мертва. Но к их всеобщему удивлению, лягушка сидела рядом с ямой и весело квакала.

 - Это - просто чудо! Как тебе удалось выбраться из грязи?

 - Обыкновенно, - сказала лягушка, - просто появился грузовик, и мне ничего не оставалось, как только выбраться отсюда. Моя проблема была лишь в том, насколько сильно я хотела это сделать.

Суть этой притчи в том, чтобы избавиться от наших закостенелых стереотипов. И для каждого из нас это возможно настолько, насколько мы сумели победить свой ум. 

 

 

 

4.2. Где-то и с кем-то не будет лучше, если проблема находится внутри вас.

 Зачастую, когда у нас что-то с кем-то не клеится или портятся отношения, возникает соблазн что-нибудь поменять в своей жизни внешне, не меняя при этом внутренних качеств своего характера. Это может быть решение порвать отношения с партнером, сменить место жительства или изменить какие-то другие жизненные обстоятельства. Но истина такова, что, пока мы не решаемся преодолеть какой-то внутренний недостаток в самом себе, никакая внешняя смена обстоятельств, как правило, не приводит ни к чему хорошему.

Обычно причиной и виновником всех наших проблем является не внешняя ситуация, а наша ложная гордость. Эта гордость может проявиться как обида на другого, собственный каприз, нежелание меняться либо отказ от ответственности за духовную или материальную заботу о других. Именно гордость (ложное эго) труднее всего в себе преодолеть, и поэтому нам меньше всего хочется это делать. Однако, как это часто происходит, только это и бывает истинным решением любой проблемы, какой бы сложной она ни казалась.

 

Как бы далеко мы не пытались убежать от своей проблемы, она

будет бегать вместе с нами до тех пор, пока мы не решимся на перемену

своего сердца, а не на смену внешних обстоятельств.

 

 

Поэтому зачастую попытка решительно победить и преодолеть в себе какую-то слабость (ложное эго, гордыню, зависть), может уберечь нас от необдуманной и нелепой ошибки, за которую потом мы можем поплатиться своей жизнью или очень пожалеть об этом. Главный принцип в решении подобных проблем всегда таков: лучше всего, если свой гнев, недовольство или нежелание мириться с чем-либо, - направить не на разрушение отношений, а на собственное очищение. Ведь когда-то это все равно надо будет сделать, и лучшая возможность – это те ситуации, которые происходят с нами прямо сейчас.

Если мы не решимся сделать это сейчас, к нам придут те же испытания в будущем, и они не будут легче этих. И если мы упорно отказываемся преодолевать свое ложное эго, мы лишь будет ходить по кругу, от одной ситуации к другой, пока не согласимся разомкнуть его своим смирением и правильным отношением. Желание отложить является лишь признаком отсутствия разума и слабой воли человека. Помните, что духовный прогресс по-настоящему начинается в преодолении неожиданных ситуаций, а не в повседневной обыденности. Поэтому надо всегда устранять причину (ложную гордость), а не зацикливаться на следствии (недопонимание, разногласие, обиды и т.д.), потому что, не устранив корень проблемы, мы не устраним и саму проблему.

 

4.3. Желание замечать ошибки в других - есть самая большая ошибка.

В духовной практике такие качества, как двуличие, корысть, критика, всегда пагубно сказываются на духовном состоянии человека. При нашей склонности к проявлению подобных качеств, нужно понимать, что проблема прячется, прежде всего, в нас самих. Например, желание критиковать других, означает, что мы пытаемся как-то оправдать себя и свои слабости; возгордившись, - начинаем кого-то принижать и замечать недостатки; а сплетничая, - попросту начинаем кому-то завидовать. То есть это - какая-то наша внутренняя слабость, неудовлетворенное желание или нерешенная проблема, ищущая выхода в оправданиях, критике, сплетнях и т.д. Говорится: «Осуждение других начинается с осуждения самого себя».

Для этого достаточно просто заглянуть в свое сердце и честно признать: «Если я не испытываю любви к этому человеку, значит не хочу ему и по-настоящему помочь. А это значит, что мои претензии к нему - лишь следствие моей же слабости, зависти или внутренней неудовлетворенности». Если вдруг вы оказались в подобной ситуации, просто вспомните, что говорит об этом извечная мудрость:

 

 

Когда, пытаясь увидеть в ком-то недостаток, мы указываем на него своим одним пальцем, то тремя другими мы указываем на самого себя,

показывая три своих недостатка.

 

История «Плоды отречения» дополнит вышесказанное.

 

Однажды несколько отступивших от веры напали на одного почтенного садху (святого), который проповедовал через написание книг. Они очень завидовали успеху его проповеди и целенаправленно пришли уничтожить все его труды. Они отняли у него все свитки, пергаменты и целые стопки рукописей, которые стоили святому многолетних трудов. Оскорбляя его, они всячески угрожали ему, чтобы он больше ничего не писал. Но святой при этом отрешенно смотрел в огонь, шепотом славил Господ и улыбался. Один из отступников, удивленный и раздраженный спокойным видом святого, не выдержал и спросил: 

 - Чему же ты улыбаешься и почему славишь Бога? Ведь сейчас Он отворачивается от тебя и не защищает. Получается, что Он обманул тебя, а ты зря для Него старался: ведь сгорают все твои рукописи, которые стоили тебе стольких трудов и потраченного времени.   

 - Это вы, сжигая рукописи, оборачивайте гнев Господа против самих же себя, - ответил святой. - Мне крайне жаль, что вы не понимаете: горят не рукописи, горит лишь бумага. А мысли и слова, записанные в них и прославляющие Бога, возвращаются к Нему. И также к вам вернутся те слова и поступки, которые вы проделали с этими бумагами. Говорится, что за каждое злодеяние однажды потребуется по три искренних раскаяния.

Все, что мы сделаем в жизни, каждый наш поступок, каждая мысль и каждое слово – все вернется как награда или расплата за наши поступки. Возможно, даже в большей степени. Поэтому помните: за любое оскорбление когда-нибудь придется в тройне за это раскаиваться. Этот вывод не следует забывать никогда.

 

4.4. Если мы сами не слышим своей молитвы, то как же Бог услышит ее?!

Духовная жизнь немыслима без сознательного к ней отношения. Например, начиная повторять свою молитву (джапу), иногда в своем уме, мы как будто отправляемся в кругосветное путешествие. Неустойчивый ум, особенно во время продолжительных и однотонных духовных практик, настолько погружается в свои планы и беспокойства, что забывает самое главное: ведь сейчас я приступаю к сокровенному общению с Самим Богом.

Этот неугомонный ум постоянно отвлекается и забывает важнейшую истину - Имена Бога не отличны от Него Самого. И конечно, если мы относимся к Святым Именам как к чему-то незначительному, то нетрудно заключить, что мы не обращаемся к Богу с сердцем, а просто выполняем свой предписанный долг или каждодневный ритуал. И на такую молитву Господь отвечает соответственно: для Него это может означать лишь то, что мы сами не особо хотим, чтобы Он услышал нас. Следовательно, если мы физически занимаемся прославлением Господа, но делаем это с рассеянным вниманием, то ни то, что Бог, но даже мы сами будем забывать, зачем и для чего мы это делаем.

 

     Сердечной молитва будет только тогда, когда вы всем сердцем

                                 захотите, чтобы ее услышали.

 

Результаты небрежного отношения к своей молитве (джапе) и духовной практике в целом не заставят себя долго ждать, проявляясь в лени, отсутствии интереса к духовной деятельности, и особенно, - в неспособности контролировать свой ум. Яркий тому пример - история «Бес в одеждах батюшки».

 

  Однажды в церкви шла проповедь, и в нее зашел ясновидящий старец. Глазам своим не веря, он вдруг увидел, что проповедь читает бес в образе батюшки. «Сегодня я разоблачу его, - решил старец, - ведь он наверняка пришел сбить кого-нибудь столку».

Однако к удивлению старца проповедь продолжалась, и бес говорил, не отклоняясь от истины. Он стал терпеливо ждать, чтобы увидеть хитрость, которую задумал бес, но так ничего подозрительного и не обнаружил. И все-таки он почувствовал, что что-то здесь было не так, поскольку в душе после его (беса) речей оставался какой-то неприятный и странный осадок. Наконец проповедь закончилась. Но как ни странно, бес так ни разу и не отклонился от истины. Тогда старец подошел к нему и спросил:

- Я узнал тебя: ты - переодетый бес. Почему же ты все говорил правильно, прямо почти по писаниям, и даже Имя Господа нашего произнес. И самое удивительное, что ты нигде не ошибся и ни одного слова учения не исказил… Выходит, ты выступал на стороне Бога?

Бес хитро улыбнулся и ответил:

 - Ладно, раз ты разоблачил меня, первый и впоследний раз, тебе же в назидание я скажу. Если ты заметил, я говорил настолько с холодным сердцем, что ни один из слушающих не образумился, не вдохновился и не услышал имени Твоего Господа. Это значит, что ни кто не станет выполнять то, о чем я рассказывал. Более того, многие из тех, кто был здесь, унесли в своем сердце часть моего лицемерия, чтобы обманывать себя и оправдывать свои грехи. Они обязательно воспользуются им так же, как пользуюсь этим я, проповедуя всем неискренним. Так что, загляни-ка и ты в свою душу, с горячим ли сердцем ты веруешь и славишь Бога. А если нет, то и твоя вера мертва, а прославления неискренни и двуличны. Таковые вряд ли обратят на себя внимание Бога и уж точно не помогут измениться сердцам других.

Давайте же воспевать и служить Господу так, чтобы наш ум не стал подобным «бесу в одеждах батюшки». И как вывод к данной истории, мы можем порекомендовать читателю 10 напоминаний воспевающему Святое Имя.

 

                     10 важных напоминаний воспевающему Святое Имя

 

1. Святое Имя не отлично от Самого Господа. (Между Богом и Его Святым Именем нет абсолютно никакой разницы).

2. Как вы относитесь к Святому Имени - так вы относитесь и к Самому Богу. (Наше отношение к воспеванию – говорит о нашем отношении к Богу).

3. Бог не услышит вашей молитвы, пока вы не слышите ее сами. (Сердечной молитва становится тогда, когда вы всем сердцем захотите, чтобы ее услышали).

4. При воспевании вы находитесь там, где находятся ваши мысли. (Там где ум ваш – там и сердце ваше).

5. При выборе между воспеванием и другими важными делами всегда выбирайте воспевание. (Главнее, чем воспевания Святых Имен - в этом мире нет ничего).

6. Если не стараться избегать оскорблений Святого Имени, то надежду на пощаду за грехи и оскорбления больше брать неоткуда.

7. Святое Имя - просто само льется нектаром в обществе преданных Господа.

8. Если победить свой ум во время утренней джапы, в остальное время он также будет собранным, покорным и умиротворенным, а оставшийся день - выигрышным.

9. Прилагать усилия для улучшения воспевания нужно прямо сегодня – завтра никогда не наступает. (Каждый раз, откладывая на завтра, мы обманываем себя, чтобы не делать этого сегодня).

10. Полный желудок с вечера – пустая голова с утра. (Если у нас не чист кишечник – будет сложно достичь чистоты и в воспевании).

 

 

4.5. Нет ничего приятней для Бога, когда мы относимся к Нему по-человечески сердечно.

Когда мы планируем, например, встретиться с высокопоставленной личностью, мы делаем все, чтобы не опоздать, хорошо выглядеть, быть внимательным, и т. п. Но зачастую, когда дело касается наших отношений с Богом, мы склонны проявлять невнимательность, небрежность и пренебрежение даже в элементарных вещах. Обезличивая Его, таким образом, к нам, как следствие подобного отношения, приходят апатия, безразличие и тому подобные имперсональные настроения.

   Мы привыкли считать личностями только тех, с кем реально можем обмениваться чувствами и эмоциями. Но Господь – это Высшая Личность, который также чувствует и которому в высшей степени ведомы самые сокровенные наши чувства и желания. Он также ощущает и реагирует на них, как и те, с кем мы общаемся в повседневной жизни. И Он всегда готов ответить на них взаимностью, как только почувствует любовь и искренность с нашей стороны. Следовательно, от нас не требуется каких-то изыскан-ных, красноречивых молитв или каких-то особых качеств. Достаточно того, чтобы быть искренним и с открытым сердцем обращаться к Нему, понимая свою полную зависи-мость от Его воли. Помня о Его величии и проявляя к Нему соответствующее отношение, мы однажды обязательно почувствуем, что Он – действительно личность, с которой можно договориться, умилостивить и даже убедить изменить Свое решение. Относясь к Нему подобным образом, однажды, без всякого сомнения, мы скажем себе: «Да, славя Господа и относясь к Нему с душой и сердцем, я чувствую очень необычное и неземное ощущение счастья». А ощущение этого счастья и будет ничто иное, как знак одобрения и ответ Господа на то, что мы отнеслись к Нему именно как к личности. Как говорится в житейской мудрости:

 

Если бы к Богу мы относились хотя бы так же, как из страха и уважения

      относимся к обычным людям, мы сразу бы обратили на себя Его взор.

 

В доме одних набожных людей вдруг совсем перестали молиться пред едой. Однажды к ним в гости пришел проповедник. К его приходу стол накрыли очень изысканно. После непродолжительной беседы все дружно расселись, посмотрели на проповедника и стали ждать, когда он прочтет перед едой молитву. Но проповедник сказал:

 - Отец семейства перед тем, как начать принимать трапезу, должен всегда выражать Господу благодарность, подавая пример остальным членам семьи, чтобы они всегда чтили Его за предоставленную им пищу.

Наступило неприятное молчание, поскольку в этой семье уже давно никто не молился. Отец откашлялся и сказал:

 - Знаете, уважаемый проповедник, дело в том, что мы престали молиться, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Мы решили, что молитвы по привычке – это лицемерие и бессмысленная трата времени. Такие молитвы наверняка не угодны Господу и вряд ли обратят на нас Его внимание.    

Проповедник хотел было возразить, но тут семилетняя девочка опередила его:

 - Папа, значит ли это, что отныне я больше не должна говорить тебе «спасибо» и «доброе утро»?

Вывод истории таков, что если мы начинаем ставить свои желания на первый план и забываем о Боге, то постепенно утрачиваем понимание и способность благодарить Господа за все, что Он нам предоставляет. Именно подобное безличное отношение забирает у нас вкус к служению Богу и делает нашу практику механичной, сложной и неинтересной.

 

4.6. Бога не привлечь великими делами, Ему приятней простые вещи, сделанные с великой любовью!

Служить Богу можно любым доступным нам способом, и Он принимает все виды служения. Для этого не требуется совершение великих дел, которые возможны далеко не каждому. У Господа, в отличие от нас, нет таких понятий и различий, как возвышенный и падший, великий и неудачник и т. д. Его взор привлекают, прежде всего, те, кто в своей простоте и смирении пытается делать для Него пусть что-то очень простое, но с постоянством, любовью и преданностью. Он всегда смотрит на суть нашего сердца, а не на внешние результаты. Однако чем слабее наша вера и чем больше наше мнение о себе, тем сильнее мы будем склоняться к мысли, что какие-то «простые» виды служения просто не достойны меня или вовсе бессмысленны для удовлетворения Господа. Но главный секрет успеха в духовной жизни таков: чтобы мы не делали - главное делать это в умонастроении бескорыстного служения.

 

Смиренный человек находит удовлетворение в том, чтобы заниматься

               даже обычными делами, лишь бы они были угодны Господу

                                           и Его преданным слугам.

 

 

Однажды один простой сапожник пришел к уважаемому священнику, чтобы открыть ему свое сердце:

 - Скажи, посланник Божий, как мне поступить со своей утренней молитвой? Мои клиенты – совсем небогатые люди, у них всего лишь по одной паре обуви. Я беру в ремонт их обувь вечером и вынужден работать всю ночь, чтобы к утру успеть починить ее. Даже к рассвету я не всегда успеваю все закончить, а людям нужна обувь до начала работы. Как же мне быть с утренней молитвой?                   

 - Как же ты молился до сих пор? – спросил священник.

 - Иногда я быстро проговариваю молитву и возвращаюсь к работе, но в душе мне становится не по себе от такого отношения. Иногда мне приходится и вовсе пропускать молитву. В этом случае я также ощущаю угрызение совести и чувство огромной потери. И каждый раз, когда я поднимаю обувной молоток, я постоянно слышу вздох из глубины своего сердца: «Как же мне не везет! У меня совсем нет времени на утреннюю молитву! О, Всемилостивый Господь, пожалуйста, прости меня за такое небрежное отношение к Тебе!»  

Священник, не долго думая, крепко обнял сапожника и сказал:   

 - Поверь мне, если бы я был Богом, то этот короткий вздох, для меня был бы дороже самой длинной молитвы. Однако, чтобы это не перешло в пренебре-жительную привычку, когда не успеваешь прочитать утреннюю молитву совершай ее вместе с вечерней. Тогда грех никогда не затронет тебя.  

Мораль этой истории такова: искренность, вера и чистота наших помыслов гораздо важнее механического и ритуального отношения ко всему, что мы делаем во славу Бога. Бог смотрит на внутренюю суть нашего сердца, а не на внешние действия.

 

4.7. Недовольство и гнев - это поиск и призыв к недостающему нам вниманию со стороны других.

Неудовлетворенность или внутрений конфликт со своим «Я» означает три вещи: либо мы занижаем собственную самооценку, либо ощущаем недостаток любви со стороны других, либо нам не достает искреннего внимания, и мы ищем способ прилечь его к себе, тем или иным способом. Когда какое-то из этих состояний остается не удовлетворено, - мы проявляем это через гнев, критику, зависть, недовольство к другим и т.д. Таким косвенным и искуственным способом мы пытаемся восполнить недостающую у нас потребность в любви со стороны других. Однако зачастую мы забываем, что должны начать сами научится дарить любовь, т.е. начать проявлять к другим те же чувства, которых не хватает нам. И все это незамедлительно начнет возвращаться нам бкмерангом. Это закон Вселенной – чем больше даришь любви другим, тем больше ее получишь. Следовательно, когда мы ждем этой любви только от других, то всегда будем находиться в состоянии гнева и недовольства (т.е. неправильного отношения к самому себе), и это - автоматически проявитсятся и в неправильном отношении к другим. Это - порочный и замкнутый круг.

Одним словом, неправильное отношение к другим проявляется в том, что мы постоянно недовольны ими и выражаем к ним свои претензии, за которыми скрываются потребность и призыв о недостатке к нам любви и внимания. И правда жизни состоит в том, что если мы не сможем полюбить других, то мы не можем ожидать, что кто-то будет любить и нас. И тогда, хотим мы того или нет, мы станем самыми одинокими людьми в этом мире.

 

Настоящее умиротворение и любовь может испытывать

лишь тот, кто старается полюбить других сам...

 

История «Попутчик» может также помочь понять этот момент.

 

 Ехали как-то в поезде в одном купе два незнакомых человека. Было не о чем говорить, и один из них начал жаловаться другому:

 - Ну что это за жизнь такая: все время приходится страдать от людской злобы и ненависти! Один упрекнул меня и несправедливо осудил, другой подвел меня в деле, третий обманул.… А тот, скряга, вообще не поделился со мной прибылью…  

Жалобы лились не сканчаемым потоком. Попутчик молчал, не прерывая своего собеседника. Наконец тот, кто жаловался, замолк, тоскливо посмотрев в окно и спросил на последок:

 - Что же мне делать и как дальше жить?    

 - Попытаться найти мир в собственной душе, - спокойно посоветовал попутчик. Зло, которое ты в них увидел, должно заставить тебя меняться, а не презирать и уподобляться им. Только недалеким людям, замечающим ошибки и зло в других, свойственно сокрушаться об этом и отражать как зеркало ответное зло. Злые люди – это люди обделенные любовью, поэтому нужно научиться дарить и излучать лишь любовь. Это и есть превосхо-дящее оружие, истинный секрет, и единственный способ сохраненить умиротворение при любых ситуациях.

 

               

 

 

Правило 5: Смирение - это суть всех остальных добро-детелей.

 

Смирение - важнейшее качество для тех, кто хочет достичь высот в преданном служении Богу и осознать самые сокровенные тайны духовной жизни. Перед смирением все остальные добродетели склоняют свою голову и теряют свою значимость, если приобретаются без внутреннего смирения. Веками люди прославляют это качество как венец всех духовных достижений. В народе говорили: «Любое доброе дело, совершаемое без смирения, не принесет человеку пользы». Это объясняется тем, что если человек смиренен, то ни что ему не сможет вскружить голову, даже тысячи совершенных и приобретенных добродетелей. Никто не сможет его обидеть, потому что он знает, что представляет собой на самом деле вечного слугу и маленькую, незначительную частичку Верховного Господа. Даже если его обвинят во всех смертных грехах, он не впадет в отчаяние. И если его назовут великим святым, он не будет в своем сердце строить себе пьедестал. Но по истине достичь подобного смирения возможно только в том случае, если человек становится преданным и нижайшим слугой Бога. Но если у человека нечистые мотивы, наше смирение станет ложным и сменится гордостью, которая придет тут же, стоит человеку подумать: «Каким же я стал великим и смиренным святым…» Другими словами, в развитии этого качества нужно быть очень внимательным и осторожным, иначе об истинном смирении не может быть и речи. Если строго не следовать принципам преданного служения и периодически не заниматься внутренним самоанализом, то когда-нибудь обязательно возникнет соблазн возгордиться даже от собственного смирения!

 

5.1. Лучше бороться с недостатком, чем с тем, кто на него указывает.

Когда нам указывают на наши недостатки, мы всегда пытаемся защититься, оправдаться, ответить тем же. Это - реакция ложного эго и обусловленного гордостью ума. Стоит только перетерпеть или удержаться от реактивной реакции ума и при этом прислушаться к голосу разума, то можно легко избежать любого непредсказуемого конфликта. На основе разума мы ни когда не обманемся, если честно признаемся себе: «Слава Богу, обо мне еще всего не знают. Тот маленький недостаток, на который мне указали, – ничто по сравнению с тем, сколько недостатков я имею на самом деле». Такая смиренная позиция - это показатель истинного понимания вещей, духовной силы и ясного разума, что и является хорошей основой для дальнейшего, успешного духовного прогресса.

 

        Ни кто не знает о нас столько плохого, как мы сами, и в то же

           время, ни кто так хорошо о себе не думает, как опять же –                   

                                                     только мы сами.

 

Замечательная история «Печали и радости» подводит итог вышесказанному.

 

Шли два друга по берегу моря и вдруг о чем-то заспорили. Постепенно спор перешел в серьезную ссору, и один из них, не сдержав эмоций, вдруг дал пощечину другому. Всякое в жизни бывает и со всеми…

Тот, кто получил пощечину, ничего не сказал, но смиренно остановился и написал на песке: «Сегодня мой лучший друг, дал мне пощечину».

Прошло много лет, и все как будто забылось. Но спустя годы друзья снова оказались у моря. Купаясь в нем, тот, который получил однажды пощечину, по воле Провдения, неожиданно стал тонуть. Второй же, его друг, не медля, бросился на помощь, чтобы спасти его. Спасенный друг искренне поблагодарил своего спасителя и тут же пошел и высек на камне такие слова: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». 

Прежний обидчик, а теперь спаситель, недоуменно спросил его: 

 - Я помню, очень давно, когда я тебя обидел, здесь на берегу моря, ты свою обиду написал на песке, а теперь, свою благодарность ты высекаешь на камне. Почему?   

 - Спасенный друг, не задумываясь, ответил:   

 - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы волны могли стереть это, и чтобы это стерлось у нас из памяти навсегда. Но когда кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы ничто не смогло стереть этого.

Вывод этой истории таков, что любые замечания и оскорбления в наш адрес нужно использовать как ступеньку для нашего духовного продвижения. Житейская мудрость гласит: «В любых спорах, недоразумениях и разногласиях из двух пререкающихся прав всегда тот, кто умолкает первым».

Чтобы не попадаться на провокацию тех, кто настроен по отношению к нам с явным чувством собственной правоты, можно воспользоваться тремя защитными способами. Это особенно важно, когда другие неосознанно пытаются спровоцировать нас на возможный конфликт. То есть, когда подобное противостояние или ссора начинает назревать или уже неизбежна, с нашей стороны достаточно просто вспомнить один из этих трёх способов избежать любого конфликта.

 

                                              3 способа избежать конфликта

 

1. Скажите себе: «Я – душа, и моя цель не доказывать кому-то свою правоту, а готовить себя к возвращению домой к Богу». (При подобном умонастроении, мы можем сразу отбросить свою ложную гордость и увидеть, насколько бесполезна и никчёмна становится наступающая ссора).

2. Спросите себя: «Если честно, так ли это важно и серьезно, чтобы из-за этого ссориться, раздражаться и спорить?» (Здесь мы учимся качеству смирения и способности мыслить масштабно: «Поможет ли мне это осознать себя и помнить о Боге в самый ответственный момент моей жизни, т. е. в момент смерти»).

3. Напомните себе: «От любой ссоры я никогда, ни чего не приобрету, а только потеряю!». (Здесь мы стараемся в максимальной степени сохранить отношения и рассматривать ситуацию как урок в избавлении от собственного ложного эго).

  

5.2. Единственный человек, которого мы имеем право перевос-питывать, – это мы сами.

Если мы беремся кого-то перевоспитывать, то нужно понимать, что мы этого никогда не сделаем, если не отнесемся к человеку с любовью, смирением, и заботой. Если в нашем желании кого-то переделать проявляется недовольство, гнев, личные амбиции, то человек сразу почувствует это, и либо закроется перед нами, либо начнет нас избегать, не придавая значения тому, что мы говорим. Каждый сам знает, какой он плохой, и указывать на это без сострадания и желания помочь человеку, - это все равно, что «навлечь бурю» на самого себя. Именно благодаря чувству сострадания мы культивируем в человеке желание меняться и становиться лучше. Однако, настроение пусть даже мягкого укора в адрес другого человека, как правило, вызывает в нем лишь чувство защиты, закрытости или чувству «сделать назло» своему обидчику.

Прежде чем браться в подобном настроении перевоспитывать других, лучше всего сначала взглянуть на свои мотивы и спросить себя: «Не имею ли я враждебных мотивов или собственных недостатков, указывая на таковые в другом человеке?». Мы почему-то склонны допускать какие-то слабости в себе, но очень негодуем, когда видим их у других. Мы также часто забываем, что во многом позволяем себе то, чего не позволяем другим. Но для успешного духовного роста, правильное настроение должно быть таким: «Будьте всегда строги к себе и снисходительны к другим». Чтобы этого не забывать, нужно просто хорошо усвоить истину о том, что очищать и менять человека, может только Сам Господь, находящийся в сердце человека. Это же может делатьт и Его истинный представитель - духовный учитель. Мы же, пока у нас нет для этого должных качеств, решительно должны потрудиться, чтобы изменить сначала себя самого. На самом деле, что мы действительно можем, так это только молиться Господу и просить Его даровать нам качества для того, чтобы хоть как-то быть способным изменить самого себя и уж потом помочь в этом другим. По этому поводу один великий святой заметил:

 

 Если человек делает замечание без чувства сострадания, то это – всего

           лишь гневливая придирка, а если он, извиняясь или делая поклон,

             сохраняет свой гнев - то это - всего лишь дешевый ритуал.

 

 

Итак, подобным настроением мы ни чего не достигнем, кроме собственного вывода о том, что, пока я не перевоспитаю себя, мне ни когда не удастся помочь другим и тем более себе самому. Из истории «В каком настроении сказать» это становится еще более очевидно.

 

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал:

 - Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Пока ты живешь, ты будешь терять одного за другим всех своих близких.

 Эти слова вызвали сначала расстройство, а потом сильное недовольство и гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

 - О владыка, я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты проживешь долгую жизнь, и более того ты переживешь всех своих родственников.

Властелин был обрадован такой хорошей новостью и щедро наградил толкователя за это предсказание. Придворные очень удивились: 

 - Ведь ты сказал то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: 

 - Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, ни что сказать, а как сказать.

Главной сутью этой истории является вывод о том, что мы всегда должны помнить: прежде чем кому-то делать замечания или указывать на недостатки, нужно подумать, как это сделать так, чтобы человек мог услышать и принять то, о чем мы говорим.

 

 5.3. Чем более мы считаем себя обычным, тем более в глазах Господа становимся особенным!

В материальном мире каждый привык считать себя лучшим, весьма важным и всегда в чем-то особенным. В этом причина всех проблем, беспокойств, и разочарований для всех живущих в этом мире. Но по истине понимать свое положение - значит признать себя вечной духовной душой, временно воплотившейся в материальном теле, и во всем зависящей от Господа. Это же означает отдавать себе отчет в том, что без милости Господа мы не способны буквально ни на что. Любой наш малейший успех, неожиданная удача, продолжительность жизни или состояние здоровья, - все находится под полным контролем свыше и всегда должно быть санкционировано Господом. Все, что у нас есть сейчас: таланты, имущество, здоровье, красота - мы получаем только от Бога. Зная это, бессмысленно гордиться тем, что принадлежит не нам, а дается Богом. Поэтому смиренный и преданный Богу человек, если ему что-то и удается, не присваивает себе чужие заслуги и не кичится собственной славой. Он все использует и направляет только на служение Господу.

Преданный Богу хорошо понимает и осознает, что не имеет права безответственно расходовать и использовать имущество и деньги для своего чувственного удовольствия. Он дорожит даже одной копейкой, мимо упавшим зернышком или не по назначению использованной каплей воды, помня о том, что все - это энергия Господа, которая должна быть использована с пользой для его источника. И это не фанатизм, на который часто указывают завистливые люди. Это - действительно истина, о которой преданный всегда помнит и рассуждает так: «Необходимо очень бережно обращать-ся ко всему дарованному нам Богом, поскольку завтра Он может не дать и этого».

Любые возможности, все свои способности и достижения мы должны посвящать только тому, чтобы вновь и вновь прославлять Всемогущего Господа и Его преданных слуг. Так, благодаря своему смирению, в глазах Господа мы удостаивается Его милости, постоянной заботы, абсолютной защиты и особой благосклонности. И вывод к этому утверждению может быть таким:

 

 

     Чем более мы осознаем собственную незначительность о самом себе,

                    тем более возвышенными становимся в глазах Бога.

 

В Библии на этот счет также говорится: «Кто здесь последний, там станет первым». Таким образом, во всех традиционных религиях, гордость относится к одному из самых разрушительных пороков и смертных грехов. И, надо сказать, не без основания. Именно гордыня является источником всех порочных мыслей и пагубных эмоций. Она же является причиной невежества, страданий, болезней и всего остального, что отдаляет нас от Бога и ведет к духовному самоубийству. Это корень и причина любого зла, которое мы можем наблюдать в материальном мире. Гордость, или чувство собственной важности, порождает внутреннюю, подсознательную агрессию, которая рано или поздно, неизбежно оборачивается против самого же гордеца.

Само это чувство возникает из стремление человека поставить себя и свое мнение, выше других, выше обстоятельств и даже выше Самого Бога. Человеку гордому крайне тяжело принимать жизненные ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям, его намерениям и планам. Он не способен учиться на них и извлекать из этого какой-нибудь полезный и важный урок. Обычно у него свое понимание окружающего мира и всего происходящего, и как он считает, именно оно является самым верным и самым лучшим. Поэтому, любое не соответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, зависти, ненависти, презрения и т.д. Все это, в свою очередь, приводит к различным хроническим болезням, стрессам, разрыву отношений и даже преждевременной смерти. В известной житейской мудрости говорится: «Гордость – это первый шаг к падению».

В подтверждение вышесказанному будет уместна история: «Господин и нищий в одном лице».

 

Однажды несколько христианских монахов заговорили о смирении. Рядом с ними проходил один из знатных граждан города. В разговоре он вдруг услышал такое высказывание, что чем более кто-то приближается к Богу, тем более он видит себя грешным и низким. Удивившись подобному утверждению, знатный господин спросил:

 - Уважаемые, как это может быть, если в нем все больше прибавляется святости? Что же значат ваши слова?

 Один монах задал ему встречный вопрос: 

- Именитый господин, скажите нам, пожалуйста, кем вы считаете себя в своем городе?

- Считаю себя великим и уважаемым гражданином этого города.

- Если же вы пойдете в соседний город Кесарию, то кем будете считать себя там?

- Вероятно, не первым, но и не последним из тамошних вельмож.

- Если же вы отправитесь в отдаленный от сюда город Антиохию, кем же себя там вы будете считать?

- Там буду считать себя одним из простолюдинов.

- Ну, а если окажетесь в самом Константинополе и предстанете прямо перед взором самого царя, то кем же будете себя там чувствовать?

- Ну-у, если честно признаться, то, по всей видимости, обычным нищим человеком.

- Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше они приближаются к Богу, тем более чувствуют себя грешными и смиренными. Разве не в пример история с Авраамом, когда, увидев Господа нашего, назвал себя он землею и пеплом.

5.4. О ком мы думаем как о никчемных камешках, являются лишь необработанными алмазами.    

Любой бриллиант сначала всегда подвергается шлифовке. Людей неравнодушных или уже преданных Богу также необходимо воспринимать в процессе постепенного очищения, не обращая внимания на их «удаляемую грязь» и помня об их духовной природе. Даже видя множество недостатков в человеке, глупо делать поспешный вывод или ставить на нем клеймо, думая о нем как о низшем из людей. Исходя лишь из сиюминутного наблюдения, телесных представлений о жизни, и своего чувственного, ограниченного опыта, мы всегда сделаем о человеке неправильный вывод.

Прежде всего, нужно смотреть на человека с духовной точки зрения, помня о том, что он - вечная душа, временно воплотившаяся в этом теле, которое обусловлено прошлой кармой. Мы не можем судить о том, «кто есть кто», глупо полагая, что наша оценка абсолютна и непогрешима. Это может быть известно только Богу. Быть может, те, кто не в лучшей форме сейчас, завтра могут воспрянуть духом, и проявить все качества великого святого. А те, у кого сейчас, казалось бы все в порядке, завтра могут совершить оскорление или другой необдуманный поступок, и упасть со своего высокого, духовного уровня. Поэтому, глупо сегодня критиковать того, кто завтра может стать великим святым. Любой критикой и предвзятым отношением, мы не сделаем для человека ни чего хорошего, кроме того, что нанесем вред только самому себе. Библейское высказывание гласит об этом так: «Какой мерой вы мерите – такой и вам отмерено будет», а эту истину можно дополнить другой:

 

 

                 У каждого святого - свое прошлое, и у каждого грешника -

                                                    свое будущее.

 

Если даже просто теоретически, мы начнем смотреть на человека как на духовную душу, учитывая его полное право, одинаково данное нам Богом на существование, мы тут же поймем: какой бы низкий он ни был, я обязан оказывать ему почтение. В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного Брахма-на, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкосаемого]». (Б.-г., 5.18).

Благодаря такому подходу мы можем безошибочно протестировать свой собственный духовный уровень: насколько в большей степени мы оцениваем людей как тело, настолько в большей степени на телесной платформе находимся сами. Такими телесными категориями можно апеллировать даже в духовной жизни, считая себя великим преданным, продвинутым брахманом, старшим вайшнавом, президентом храма, учёным-эрудитом и т.д. Но все это - ничто иное, как все те же ярлыки, которые и становятся причиной разногласий и мешают нам поддерживать чистые, духовные отношения с другими. В духовной жизни, именно на этой основе начинается бессмысленная политика, рушатся отношения с преданными, появляется тенденция к критике, приходят разные формы гордыни и другие конфликтные ситуации. Всего этого легко можно было бы избежать, воспринимая других как «еще неочищенных алмазов», и в то же время, помня свое зависимое и духовное положение по отношению к другим.

 

                                     12 правил смиренного человека

1. Старайтесь развивать в себе настроение слуги и ученика, а не учителя и господина. 

2. Старайтесь меньше говорить о бессмыслице, но больше слушать о Боге. 

3. Не обдумывайте и не вмешивайтесь в чужие дела, улучшая свои собственные.

4. С благодарностью и радостью принимайте замечание и критику со стороны других. 

5. Будьте критичны к себе, и снисходительны к другим, не обращая внимания на чужие недостатки, ошибки, оплошности.

6. Безропотно принимайте несправедливость, упреки, клевету и побои.

7. Спокойно относитесь к тому, что вас не замечают, открыто пренебрегают, часто забывают или бранят.

8. Не стремитесь кому-либо понравиться или вызвать в ком-то восхищение.

9. Всегда будьте добрым, спокойным, кротким и смиренным, даже если вас пытаются вывести из себя. 

10. Всегда уступайте в споре, даже если думаете, что вы правы.

11. Если есть выбор, всегда выбирайте самое скромное место, самое непрестижное служение и самые простые условия для проживания.

12. Ешьте простую пищу, одевайтесь скромно, всегда благодарите Господа за все, что Он вам посылает, и при всех обстоятельствах оставайтесь смиренным.

 

5.5. Чтобы друзья вам не стали врагами - не стройте с ними отношения на чужих недостатках.  

Часто бывает так, что друзья очень воодушевленно, начинают обсуждать чужие недостатки, думая, что это только укрепляет их дружбу. Что же происходит в действительности, когда встречаются двое, и начинают обсуждать третьего? В этот самый момент, каждый из этих людей подрывает доверие в глазах другого человека по отношению к самому же себе. Подсознательно каждый из них думает: «А что он говорит за моей спиной, когда сходится с другими?» Так, постепенно и незаметно для их обоих, возникает недоверие и подозрение друг к другу, где каждый думает, что за его спиной о нем говорят так же, как говорят о другом. И именно это больше всего ослабляет дружбу и портит отношения, которые до этого могли быть очень крепкими и доверительными.

Однако все будет выглядеть совершенно иначе, если вдруг в нашем присутствии начнут плохо говорить о другом человеке, а мы неожиданно скажем: «Да ничего страшного, он хороший и обязательно исправится. Время научит всему. В конце концов, можно просто пойти прямо к нему и сказать о его недостатке?» В этом случае, мы сами удивимся, как сразу повысим доверие к себе в глазах собеседника. Наш собеседник теперь будет знать: «Он не будет за моей спиной что-то плохо говорить обо мне. Если он действительно что-то во мне заметит, то пойдет прямо ко мне и честно скажет о моем недостатке». В Библии об этом говорится: «Не судите, да не судимы, будете!», а вторит этому житейская мудрость:

 

У по-настоящему смиренного человека нет ни врагов, ни обид, ни претензий!

 

 

Если у нас слишком завышенное самомнение о самом себе, огромная часть нашего времени и мыслительной энергии всегда будет уходить на то, чтобы выносить суждение об окружающих и анализировать насколько достойно мы ведем себя в окружении других. В таком настроении, очень сложно сохранять умиротворение и спокойствие, а также чему-то поучиться для своего духовного роста. В конце концов, такое настроение приводит к одиночеству и подавленности, из-за которых человеку постоянно кажется, что его ни кто не любит, не понимает и не хочет ему помочь. Человек начинает «вариться», в своем крохотном мирке, оторванном от всех и безнадежно скучном, но «защищенном» ложным ощущением того, что он лучше и выше других. Живя в мире подобных ложных фантазий, человек, находящийся в плену этого чувства, всегда будет «плавать» от чувства собственной напыщенности до ощущения подавленности и полной никчемности.

  

Както раз к мудрому Сократу пришел его друг, известный тем, что частенько замечал недостатки в других. Поприветствовав Сократа, он спросил, хочет ли тот услышать очередную историю об одном святом. Однако, предполагая суть этой истории и не желая слушать ничего плохого о других, Сократ вдруг неожиданно сказал:  

 - Прежде, чем ты расскажешь ее, разреши мне задать тебе вопрос.   

 - Пожалуйста, - ответил незадачливый друг.  

Тогда Сократ спросил:  

 - Принесет ли эта история хоть какое-то благо мне?  

 - Вообще-то это будет зависеть от тебя, как ты ее воспримешь.  

Не удовлетворившись ответом, Сократ решил тот же вопрос, преподнести с другой стороны.   

 - Хорошо, тогда еще один вопрос: принесет ли эта история хоть какое-то благо тебе?  

 - Похоже, что блага в этом особого нет, но при желании можно сделать хороший вывод из этой истории.  

Не зная, как все-таки остановить друга от поиска недостатков в адрес того святого, он предпринял последнюю попытку:

 - Позволь спросить в последний раз. Скажи прямо, прославляет ли хоть немного, твоя история того, о ком ты хочешь мне рассказать?   

Задумавшись и поняв смысл вопросов Сократа, его друг восторженно ответил: 

 - Я понял тебя, о мудрый Сократ, если быть до конца откровенным, то ни тебе, ни мне, ни тому святому эта история не несет абсолютно никакого блага. Все, что я хотел, - это лишь принизить его достоинство. Спасибо, ты научил меня мудрости и спас от оскорбления в адрес великого святого.

Вывод истории таков, что любые сплетни неблагоприятны для того, кто говорит об этом и для того, кто его слушает. Альтернатива критике и сплетням такова, что лучше всего прославлять других, всегда и всюду, прямо и за спиной, перед друзьями и недругами. И тогда Сам Господь прославит наши деяния на все времена.

Если мы не желаем попадать в ловушку описанной проблемы и хотим правильно строить свои отношения с людьми, каждый по желанию может воспользоваться тремя полезными советами:

 

                                     3 правила правильного общения.

 

1. В какой бы ситуации мы не оказались, важно всегда помнить: «Кто я такой, чтобы обсуждать других, возвышаться над ними и считать себя выше их». (Важно смотреть на людей сквозь их телесную оболочку и защитную маску, называемую ложным эго. Старайтесь помнить о своём собственном и их духовном положении).

2. Чтобы сделать отношения с людьми крепкими и интересными, говорите и замечайте в них только хорошее. Также никогда не скупитесь на искренние прославления в адрес других. (Когда в присутствии кого-то мы говорим о других хорошо, у собеседника, также останется ощущение, что за его спиной, о нем тоже будут говорить положительно. То же самое справедливо и в обратном направлении. Подобный подход - это не искусственная форма общения: при философском отношении и правильном понимании в каждом из нас есть гораздо больше хорошего, чем плохого).

3. Принимайте людей такими, какие они есть, цените их мнение и выбор, а также защищайте и отстаивайте их собственное самоуважение. (Например, когда человек очень плохого мнения о самом себе или занижает самооценку, переубедите его в обратном. Любой человек будет вам всегда благодарен за это. Люди примут от вас все, что не задевает их чувства собственного достоинства, поэтому будьте открытым, говорите языком человечности и проявляйте любовь и уважение).

 

 

5.6. Выражая почтение другим, не ожидайте почтения к себе!   

С кем бы нас ни свела судьба, с грешниками или святыми, с бедными или богатыми, с представителями других религий или с кем бы то ни было еще - всем им, нужно научиться выражать должное почтение как в уме, так и внешне. Чтобы делать это осознанно, без лицемерия, нужно отбросить любое телесное представление о других и хорошо понимать свое духовное равенство с другими живыми существами. Наше телесное различие - не более чем иллюзия и не имеет к душе никакого отношения. Более того, рядом с каждой душой всегда находится Высшая душа, т.е. Бог. Поэтотму, следует учиться видеть в каждом существе именно духовную, божественную суть. При этом важно помнить, что это - также возлюбленное чадо Господа, получившее от Него такое же право на существование, которое наравне с ним даровано и нам. Не важно, кто это – бедняк, богач, христианин или индус - важно уважать право и выбор каждого, и ни в коем случае не посягать на них и не оскорблять.

Не делая подобных различий и выражая почтение каждому, - по сути, мы выражаем почтение прекрасному творению Бога, а тем самым и Ему Самому. Господь находится в сердце каждого, но, забывая об этом, мы будем видеть в других не духовные души и Самого Бога, а лишь низших существ, злобных врагов, великих грешников или отъявленных негодяев. Другими словами, отсутствие правильного понимания духовного положения вещей делает нас настолько неадекватными, что обесценивает любые наши духовные реализации, которые мы, как нам кажется, давно осознали. Это в первую очередь относится к непониманию простого, но самого важного принципа: мы - не есть это тело.

 

             Пока мы помним, что являемся духовной частицей Бога, у нас

               никогда не возникнет проблем, недовольства и зависти.

С другой стороны, как много мы выигрываем, когда просто соглашаемся смотреть на всех как на духовные существа или как на потенциальных слуг Господа. Если я помню, что я и окружающие меня люди это духовные души, то все проблемы и враждебные чувства к кому-либо, основанные на телесных представлениях, становятся полностью бессмысленными. Они начинают казаться настолько дешевыми и глупыми, что становятся нестоящими даже ломанного гроша. Но если я думаю, что важнее всего - это возвыситься над кем-то, доказать кому-то свою точку зрения, или убедить в истинности своей религии, - то в этом случае, я буду глупо продолжать оставаться в плену телесной концепции, делая собственное высокомерие целью жизни. Все это говорит о том, что мы часто не замечаем, как размениваем высшее знание и свою главную цель жизни, на дешевое самомнение о себе, от которого другие начинают нас просто сторониться, бояться, и даже избегать. В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестие, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто ни когда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, - тот очень дорог Мне». (Б.-г., 12.19).Тот, кто не озабочен этой двойственностью, всегда будет спокоен, постоянен в своем поведении и сосредоточен на главной цели своей жизни. История «Радость совершенная» подтверждает эту истину.

 

Однажды зимой святой Франциск Ассиский шел с братом Львом из Перузы в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шел впереди, и сказал ему:

 - О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни. Запиши, однако, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:

 - И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной. 

И пройдя еще далее, Франциск сказал Льву:

 - Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести души, - запиши, что и в этом нет радости совершенной.

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:

 - И еще запиши, брат Лев, овечка Божья, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, животных, людей, - запиши, что и это не было бы радостью совершенной.

И пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему:

 - Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радости совершенной.

Тогда брат Лев не выдержал и обратился к Франциску:

 - В чем же, брат Франциск, радость совершенная?

И Франциск отвечал:

 - А вот в чем: если, когда мы пребудем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голода и попросимся пустить нас, а привратник скажет на это: «Что вы бродяги, шатаетесь по свету, соблазняя народ и выпрашивая у бедных милостыню, убирайтесь вон отсюда!» – и не отворит нам... И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник во всём прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу до утра без ропота на привратника, - вот тогда, брат Лев, и только тогда придёт радость совершенная.

Суть этой истории такова: если мы не увидим в каждом человеке душу, а во всем происходящем любящую руку Господа, нам так и придется судить обо всем с точки зрения тела, которое не имеет к вечной и всеблаженной душе никакого отношения. Таким образом, только с правильным отношением к жизни возможно обрести радость совершенную.

 

5.7. Пока в поклоне не участвует наше сердце, в нем не прибавится и капельки смирения.   

Если вдруг так получилось, что мы кого-то оскорбили, то надо сразу попросить прощения, даже не смотря на то, считаем мы себя виноватым или нет. Из-за собственной гордости, мы иногда не спешим делать это, думая, что достаточно просто попросить прощения у Господа и оставить все как есть. Однако если даже был небольшой намек на оскорбление преданного или обычного человека, то это очень опасно для духовной жизни того, от кого оно изошло. И нейтрализовать его можно, лишь смиренно обратившись к самому человеку. Если этого не сделать, то в сердце оскорбителя незамедлительно появится ощущение пустоты и потери всякого интереса к духовной жизни. И такое состояние не уйдет до тех пор, пока мы не обратимся к оскорбленному с искренним раскаянием и просьбой о прощении. При этом надо помнить:

 

 

Извинения должны быть искренними и с душевным раскаянием,

иначе они превратятся в показной и лицемерный ритуал.

 

Прежде всего, искренне раскаяться и осознать ошибочность своего проступка мы должны в собственном сердце. Мы можем обмануть оскорбленного, и, стиснув зубы, сделать ему поклон, но обмануть Господа в сердце, нам так и не удастся. Как Сверхдуша, Господь укажет на наше притворство и неискренность, которые ни на йоту не прибавят в нашей душе ни смирения, ни умиротворения. Пока мы по-настоящему не почувствуем, что раскаиваемся и действительно сожалеем о случившемся, никаких позитивных перемен в нашей душе не произойдет. Напротив, попросив прощения от всего сердца и без проявления ложного эго, - мы сразу почувствуем неподдельную радость, душевное облегчение, духовный вкус и новые силы для продолжения своей духовной практики. Реальность жизни такова, что: «Если мы добровольно не стремимся стать смиренными, то жестокая реальность - сама это сделает за нас». История «Дьявольские сети» еще более ярко показывает это. 

 

Однажды один великий святой своим духовным взором увидел страшную картину: он увидел разные ловушки, капканы, цепи, замаскированные ямы и много других ухищрений, которые были расставлены дьяволом по всей земле. Но особенно его удивили сети, в которых, словно мухи в паутине, в страшной агонии бились люди. Тяжело вздохнув, он закрыл руками лицо и произнес:  

 - Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей? Как же люди найдут спасение? О, мой Господь, есть ли какое-нибудь средство, против влияния всех этих дьявольских чар. Пожалуйста, ответь мне и я обещаю, что пойду на любую жертву, чтобы распространить Твой благой ответ, всем людям земли. Ты знаешь и можешь все, и все, о чем я молю Тебя, - чтобы Ты дал людям хоть какой-нибудь шанс избавиться от всех ужасов и опасностей этой бренной жизни.

Вдруг начался сильный ураган и все начал сносить на своем пути: он стал поднимать в воздух крыши домов, утаскивать людей, вырывать с корнем деревья. Все бежали, кто куда, лишь бы спастись. Но этому святому бежать было некуда. Ему ни чего не оставалось кроме как упасть на землю и смиренно положиться на волю Господа. Через некоторое время ураган начал потихоньку стихать, и когда святой приподнял голову, то не узнал той местности, которую видел до урагана: разрушенные дома, вырванные с корнем деревья и т.д. И тогда он вдруг услышал Божественный голос:

 - Мой преданный слуга, подобно тому, как ты спасся, упав на землю и преклонив голову перед ураганом, также и тот, кто смиренно склонит голову передо Мной, непременно освободится от влияния дьявольских сетей. Нет в этом мире средства и превосходящего оружия, кроме смирения. Только смиренный сможет не попадаться в эти сети, и будет свободен от них, подобно пауку, свободно ползающему в своей паутине. Так что сделай своей жертвой то, чтобы показать подобное смирение на собственном примере, и другие увидят, что ты сделал возможным то, чего не может в этом мире сделать никто, - преодолеть дьявольские сети.   

Вывод таков, что только смиренные смогут достичь высшей цели и преодолеть все ловушки непреодолимой материальной природы. Молясь, служа всем сердцем и полностью полагаясь на Господа, - это становится возможным для каждого. При этом нужно помнить: истинное смирение – это полное осознание своей зависимости от Господа и от общества Его преданных слуг.

                           

 

Правило 6: Терпение – это барометр духовной силы.

 

Терпение – это важнейшее качество, требующее серьезной практики и большого духовного опыта. Это качество можно обрести только по милости Господа. Только когда Господь становится доволен нами, Он может даровать нам это качество. Терпение – это качество мудреца, ибо терпеливый человек способен подняться над своим умом и смотреть на ситуацию с платформы разума. Он понимает, что все проблемы находятся в уме, и если он способен терпеть его капризы и желания, значит легко сможет терпеть все. Нетерпение – это неспособность сопротив-ляться своим желаниям. Существует и внешняя сторона этого качества. Если внутреннее означает, что мы должны терпеть побуждения своих чувств и ума, то внешнее – это способность не зависеть от внешних обстоятельств: честь и бесчестие, жара и холод, победа или поражение, и т.д. Как правило, человек с материальным сознанием неспособен ни на то, ни на другое, поскольку не имеет ни понимания, ни практики в этом вопросе. Терпение – это, прежде всего понимание того факта, что все приходит вследствие наших же собственных прошлых ошибок. Остановить эту бесконечную череду кармических последствий можно только преданием себя Господу и пониманием того факта, что только мы сами причина своих собственных страданий. Без духовного понимания или знания, невозможно по настоящему научиться терпению. Когда мы в чем-то ущемляем себя, у нас всегда возникает вопрос: «А зачем и ради чего я это должен делать?» И духовное знание дает настоящую альтернативу: «Я должен терпеть это, для достижение высшего духовного блаженства и для возможности вечного общения с Богом». Только благодаря такому высшему устремлению и милости Господа, мы будем способны развить в себе истинное терпение.

 

6.1. Если мы терпеливы к чужим глупостям, то Господь будет терпелив и к нашим.

 Когда мы считаем, что все то, что нам не нравится в поведении других, – неправильно, это часто становится причиной наших необоснованных фантазий и безосновательной критики в адрес других. Видя что-то неподобающее со стороны других, мы начинаем обдумывать это через призму своего мироощущения и делаем выводы, которые чаще всего не имеют ничего общего с реальностью вещей. Так мы создаем целый иллюзорный мир вокруг непонравившегося нам человека, и ко всему тому, что он делает. Критикуя или делая в его адрес необоснованные замечания, мы становимся нетерпимыми, раздражительными, порой грубыми или просто начинаем слабеть в духовном отношении.

Достаточно просто понять и согласиться, что люди ведут себя определенным образом и совершают оплошности вовсе не для того, чтобы сделать это нам назло. Нужно понимать, что они делают это либо под влиянием своей проявленной кармы и прошлых эгоистических привычек, либо по особому, неисповедимому плану Господа, который является источником памяти, знания и забвения для каждого из нас. Например, комар донимает нас не потому, что хочет разозлить или отомстить нам. Это - просто его природа, обусловленная его телом и побуждающая его искать себе пищу таким неблагодарным способом. И становится глупо злиться на него и критиковать за его поведение. С таким же пониманием можно относиться и к окружающим нас людям. Занимая смиренное положение и соглашаясь терпеть ошибки других, мы становимся способны понять: если человек и делает что-то неправильно, - он сам себя наказывает за это, и однажды своему поведению получит соответствующий результат. Мы лишь можем лишний раз попрактиковаться на собственное смирение и извлечь урок на важность приобретения такого качества, как терпение. При этом неплохо запомнить и то, что мы вполне могли бы оказаться и на месте этого человека, совершив ту, или иную оплошность. Таким образом, когда мы становимся нетерпимыми к чужой опрометчивости, мы лишь выказываем свой низкий духовный уровень, наносим другим оскорбления и лишь навлекаем на себя неодобрение со стороны Господа. Чтобы этого избегать, нужно помнить одно важное правило:

 

Ошибки и оплошности в духовной жизни – это ничто иное, как уроки

и постепенный процесс развития, в котором каждый из нас

учится приобретать собственный опыт.

 

 

Все мы разные, и на разных ступеньках духовной лестницы. То, что для одного кажется разумным и естественным, для другого – требуется время и опыт, чтобы понять и осознать это. Поэтому людей надо принимать такими, какие они есть, не пытаясь их «подогнать» под свои стандарты, рассуждения и мироощущения. Не мы должны менять людей - должно измениться наше отношение к ним. В противном случае, нам снова и снова будут преподноситься уроки на смирение, до тех пор, пока мы их окончательно не усвоим. Пока мы не поймем, что все должно происходить не по нашей прихотливой воле, а по совершенной воле Господа, мы не сможем стать смиренными. В этом смысле, каждому по-своему и с разной степенью придется проходить «школу ударов» от избавления своей гордости и нетерпения. Но если мы их усвоили и больше не попадаемся в эту ловушку, - какая-либо надобность проверять нас снова и снова, отпадает сама собой.

Другими словами, согласившись сохранять снисходительность и терпение к ошибкам других, мы больше не вынуждаем Господа устраивать нам дополнительные уроки на собственное терпение. Более того, если мы смиренны, Он Сам даст нам разум и предостережет от явных глупостей, которые мы обычно совершаем, основываясь на своем ложном эго. Нам всегда следует помнить, что способность контролировать чувства, не совершать ошибки и разумно мыслить, - напрямую исходит только от Господа. Но если мы слишком злимся, удивляемся или упорно спрашиваем себя: «Как это он (она) мог совершить такую глупость и не простительную ошибку?», - нужно просто помнить, что Господь Сам во всем разберется, занять смиренное положение, стараться контролировать свой ум, и не делать из своих воображаемых фантазий никаких поспеш-ных выводов.

Для практического применения этого момента можно воспользоваться методикой 1 к 5. Смысл ее в том, что как только мы увидели в ком-то один недостаток, нужно сразу же найти ему взамен один из пяти позитивных аргументов.

 

 

                                             5 аргументов против критики.

 

1. Если человек принял Господа в своем сердце


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: