Тема: рыночные отношения и маркетинг в

ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Студент должен:

Знать:

- маркетинг, определение, содержание;

- виды маркетинга;

- медицинский маркетинг;

- маркетинг в здравоохранении;

- основные элементы маркетинга;

- медицинская услуга, свойства;

- медицинская услуга, основные особенности;

- основные особенности рынка медицинских услуг;

- концептуальные подходы для ведения маркетинговой деятельности;

- маркетинговая деятельность;

- рынок;

- коммерческий и некоммерческий маркетинг, основные различия;

- виды маркетинга в здравоохранении;

- этапы управления маркетингом в здравоохранении;

- сегментация рынка, основные критерии;

- сегментация рынка по основным группам пациентов;

- комплекс маркетинга и его элементы.

Уметь:

 - применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

 - применять полученные знания при прохождении производственной практики;

Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение.

Современная концепция маркетинга в здравоохранении

Маркетинговая деятельность. Маркетинг. Основное содержание маркетинга, виды маркетинга:

дифференцированный, конверсионный, концентрированный, массовый,

противодействующий, развивающий, стратегический, целевой, ценовой.

Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение. Маркетинговые исследования. Основные элементы маркетинга: нужда, мотив (или побуждение), потребность, запрос, товар (или услуга), обмен, сделка, спрос, предложение, цена.

Свойства медицинских услуг: общие свойства, экономические составляющие, медико-социальные свойства.

Основные особенности медицинских услуг

Медицинской услуги: простые, сложные и комплексные.

Особенности рынка в сфере медицинских услуг.

Воздействие на спрос. Воздействие на предложение.

Пять концептуальных подходов маркетинговой деятельности:1. Концепция совершенствования производства. 2. Концепция совершенствования товара.3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. 4. Концепция целевого маркетинга. 5. Концепция социально-этичного маркетинга.

Рынок. Основные элементы, характерные для рынка услуг здравоохранения:

по объекту купли-продажи; по степени ограниченности конкуренции;

по отраслевому признаку; по отношению к закону; по территориальному признаку.

Конкуренция. Реклама.

Основные различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом.

Виды маркетинга в здравоохранении: маркетинг медицинских услуг, маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг мест, маркетинг идей.

Управление маркетингом в здравоохранении. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков (сегментация).Сегмент рынка.

Сегментация рынка по группам пациентов: 1. Географическая сегментация. 2. Сегментирование по демографическому принципу. 3. Психографическая сегментация. 4. Сегментирование по поведенческому принципу

Разработка комплекса маркетинга.

Внедрение в практику маркетинговых исследований.

Контрольные вопросы:

1. Предпосылки возникновения маркетинга в здравоохранении.

2. Маркетинг, определение, содержание.

3. Виды маркетинга.

4. Медицинский маркетинг, маркетинг в здравоохранении и их содержание.

5. Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение.

6. Маркетинговые исследования. Основные элементы маркетинга: нужда, мотив.

7. Основные элементы маркетинга: потребность, запрос.

8. Товар (или услуга), определение, характеристика.

9. Медицинская услуга, определение, общие свойства, медико-социальные свойства.

10. Медицинская услуга и ее основные особенности.

11. Рынок в сфере медицинских услуг и его основные особенности.

12. Основные элементы маркетинга: обмен, сделка и их условия.

 13. Основные элементы маркетинга: спрос, предложение.

14. Основные концептуальные подходы для ведения маркетинговой деятельности.

15. Рынок: определение, характеристика, основные элементы рынка услуг здравоохранения.

16. Конкуренция, определение, характеристика.

17. Основные различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом.

18. Виды маркетинга в здравоохранении.

19. Этапы управления маркетингом в здравоохранении.

20. Сегментация рынка, основные критерии.

21. Сегментация рынка по основным группам пациентов.

22. Разработка комплекса маркетинга и его элементы.

 

Список ЛИТЕРАТУРА

  1. Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 357-365.
  2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 475-483.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. –М.: 2003. –С.
  4. Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – СПб.: 2000. -С. 732-745.
  5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отдельнова и др. Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С.641-665.
  6. Вялков А. И., Райзберг Б. А.., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А. И. Вялкова. –М.: 2002. –С. 22-29, 41-50, 212-250.
  7. Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. В. Решетникова. – М.: 2003. – С.35-47, 72-79, 203-222.
  8. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть Ш. Экономика и управление здравоохранением. –М.: 2003. –С. 212-243.
  9.  Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2001. – С. 295-323.

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Студент должен:

Знать:

- определение плана здравоохранения;

- задачи планирования здравоохранения;

- основные принципы планирования здравоохранения;

- виды планирования (по уровню, по фактору времени);

- методы планирования (аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический);

- основные нормы здравоохранения;

- основные нормативы здравоохранения;

- основные разделы плана здравоохранения;

- методику определения потребности врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической сети;

- методику определения потребности населения в стационарной помощи;

- программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;

- бизнес-план, последовательность составления и структуру;

- риски: финансово-экономические, социальные и технические.

 

Уметь:

- применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

- применять полученные знания при прохождении производственной практики;

- составить план здравоохранения города (число больничных коек, число терапевтических и педиатрических участков, число врачебных должностей, число врачебных посещений);

- составить план здравоохранения сельского района (число больничных коек, число врачебных должностей, число врачебных посещений).

План здравоохранения. Основные задачи планирования.

Основные принципы планирования здравоохранения.

Планирование: по уровню, по фактору времени, по методам (аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический).

Виды планирования здравоохранения: программно-целевое и функционально-отраслевое.

Директивный метод планирования.

План здравоохранения, основные разделы.

План учреждения здравоохранения: исходные данные.

Контрольные цифры.

Государственный заказ. Долговременные экономические нормативы. Лимиты.

Планирование амбулаторно-поликлинической помощи: врачебные кадры, сеть медицинских учреждений, число посещений.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2006 г.

Планирование стационарной помощи: сеть больничных учреждений, кадры,

потребность населения в стационарной помощи.

Коммерциализация здравоохранения, бизнес-планирование.

Бизнес-план, примерная структура бизнес-плана, основные разделы.

Риски: финансово-экономические, социальные, технические.

Задание. Составить план здравоохранения города (число больничных коек, число терапевтических и педиатрических участков, число врачебных должностей, число врачебных посещений);

Составить план здравоохранения сельского района (число больничных коек, число врачебных должностей, число врачебных посещений).

Контрольные вопросы:

1. Основные принципы планирования здравоохранения России.

2. Виды планирования (по уровню, фактору времени).

3. Методы планирования и их характеристика.

4. Аналитический метод и его характеристика.

5. Нормы здравоохранения (характеристика, основные нормы).

6. Нормативы здравоохранения (характеристика, основные нормативы).

7. Основные разделы плана здравоохранения.

8. Методика определения необходимого количества врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической сети.

9. Методика определения потребности населения в стационарной помощи.

10. Бизнес-план (характеристика, структура).

1. Какие виды рисков могут возникнуть при реализации бизнес-плана и их характеристика.

 

Список ЛИТЕРАТУРы

1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. –М.: 2003. –С.427-430.

2. Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. –СПб.: 2000. –С. 783-801.

3. Вялков А. И., Райзберг Б. А.., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А. И. Вялкова. –М.: 2002. –С.260-265, 291-293.

4. Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. В. Решетникова. – М.: 2003. – С.178-186.

5. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. – 2-е изд. – М. 1984, - С. 529-544.

6. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына, Н. Я. Копыта. –2-е изд., - М. 1984, -С.303-328.

7. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть Ш. Экономика и управление здравоохранением. –М.: 2003. –С. 179-211.

8. Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2001. – С. 324-339.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: