ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Студент должен:
Знать:
- маркетинг, определение, содержание;
- виды маркетинга;
- медицинский маркетинг;
- маркетинг в здравоохранении;
- основные элементы маркетинга;
- медицинская услуга, свойства;
- медицинская услуга, основные особенности;
- основные особенности рынка медицинских услуг;
- концептуальные подходы для ведения маркетинговой деятельности;
- маркетинговая деятельность;
- рынок;
- коммерческий и некоммерческий маркетинг, основные различия;
- виды маркетинга в здравоохранении;
- этапы управления маркетингом в здравоохранении;
- сегментация рынка, основные критерии;
- сегментация рынка по основным группам пациентов;
- комплекс маркетинга и его элементы.
Уметь:
- применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;
- применять полученные знания при прохождении производственной практики;
Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение.
Современная концепция маркетинга в здравоохранении
Маркетинговая деятельность. Маркетинг. Основное содержание маркетинга, виды маркетинга:
|
|
дифференцированный, конверсионный, концентрированный, массовый,
противодействующий, развивающий, стратегический, целевой, ценовой.
Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение. Маркетинговые исследования. Основные элементы маркетинга: нужда, мотив (или побуждение), потребность, запрос, товар (или услуга), обмен, сделка, спрос, предложение, цена.
Свойства медицинских услуг: общие свойства, экономические составляющие, медико-социальные свойства.
Основные особенности медицинских услуг
Медицинской услуги: простые, сложные и комплексные.
Особенности рынка в сфере медицинских услуг.
Воздействие на спрос. Воздействие на предложение.
Пять концептуальных подходов маркетинговой деятельности:1. Концепция совершенствования производства. 2. Концепция совершенствования товара.3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. 4. Концепция целевого маркетинга. 5. Концепция социально-этичного маркетинга.
Рынок. Основные элементы, характерные для рынка услуг здравоохранения:
по объекту купли-продажи; по степени ограниченности конкуренции;
по отраслевому признаку; по отношению к закону; по территориальному признаку.
Конкуренция. Реклама.
Основные различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом.
Виды маркетинга в здравоохранении: маркетинг медицинских услуг, маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг мест, маркетинг идей.
Управление маркетингом в здравоохранении. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков (сегментация).Сегмент рынка.
|
|
Сегментация рынка по группам пациентов: 1. Географическая сегментация. 2. Сегментирование по демографическому принципу. 3. Психографическая сегментация. 4. Сегментирование по поведенческому принципу
Разработка комплекса маркетинга.
Внедрение в практику маркетинговых исследований.
Контрольные вопросы:
1. Предпосылки возникновения маркетинга в здравоохранении.
2. Маркетинг, определение, содержание.
3. Виды маркетинга.
4. Медицинский маркетинг, маркетинг в здравоохранении и их содержание.
5. Основные предпосылки внедрения маркетинга в здравоохранение.
6. Маркетинговые исследования. Основные элементы маркетинга: нужда, мотив.
7. Основные элементы маркетинга: потребность, запрос.
8. Товар (или услуга), определение, характеристика.
9. Медицинская услуга, определение, общие свойства, медико-социальные свойства.
10. Медицинская услуга и ее основные особенности.
11. Рынок в сфере медицинских услуг и его основные особенности.
12. Основные элементы маркетинга: обмен, сделка и их условия.
13. Основные элементы маркетинга: спрос, предложение.
14. Основные концептуальные подходы для ведения маркетинговой деятельности.
15. Рынок: определение, характеристика, основные элементы рынка услуг здравоохранения.
16. Конкуренция, определение, характеристика.
17. Основные различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом.
18. Виды маркетинга в здравоохранении.
19. Этапы управления маркетингом в здравоохранении.
20. Сегментация рынка, основные критерии.
21. Сегментация рынка по основным группам пациентов.
22. Разработка комплекса маркетинга и его элементы.
Список ЛИТЕРАТУРА
- Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 357-365.
- Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 475-483.
- Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. –М.: 2003. –С.
- Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – СПб.: 2000. -С. 732-745.
- Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отдельнова и др. Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С.641-665.
- Вялков А. И., Райзберг Б. А.., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А. И. Вялкова. –М.: 2002. –С. 22-29, 41-50, 212-250.
- Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. В. Решетникова. – М.: 2003. – С.35-47, 72-79, 203-222.
- Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть Ш. Экономика и управление здравоохранением. –М.: 2003. –С. 212-243.
- Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2001. – С. 295-323.
ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Студент должен:
Знать:
- определение плана здравоохранения;
- задачи планирования здравоохранения;
- основные принципы планирования здравоохранения;
- виды планирования (по уровню, по фактору времени);
- методы планирования (аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический);
- основные нормы здравоохранения;
- основные нормативы здравоохранения;
- основные разделы плана здравоохранения;
- методику определения потребности врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической сети;
- методику определения потребности населения в стационарной помощи;
- программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
- бизнес-план, последовательность составления и структуру;
- риски: финансово-экономические, социальные и технические.
Уметь:
- применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;
- применять полученные знания при прохождении производственной практики;
|
|
- составить план здравоохранения города (число больничных коек, число терапевтических и педиатрических участков, число врачебных должностей, число врачебных посещений);
- составить план здравоохранения сельского района (число больничных коек, число врачебных должностей, число врачебных посещений).
План здравоохранения. Основные задачи планирования.
Основные принципы планирования здравоохранения.
Планирование: по уровню, по фактору времени, по методам (аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический).
Виды планирования здравоохранения: программно-целевое и функционально-отраслевое.
Директивный метод планирования.
План здравоохранения, основные разделы.
План учреждения здравоохранения: исходные данные.
Контрольные цифры.
Государственный заказ. Долговременные экономические нормативы. Лимиты.
Планирование амбулаторно-поликлинической помощи: врачебные кадры, сеть медицинских учреждений, число посещений.
Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2006 г.
Планирование стационарной помощи: сеть больничных учреждений, кадры,
потребность населения в стационарной помощи.
Коммерциализация здравоохранения, бизнес-планирование.
Бизнес-план, примерная структура бизнес-плана, основные разделы.
Риски: финансово-экономические, социальные, технические.
Задание. Составить план здравоохранения города (число больничных коек, число терапевтических и педиатрических участков, число врачебных должностей, число врачебных посещений);
Составить план здравоохранения сельского района (число больничных коек, число врачебных должностей, число врачебных посещений).
Контрольные вопросы:
1. Основные принципы планирования здравоохранения России.
2. Виды планирования (по уровню, фактору времени).
3. Методы планирования и их характеристика.
4. Аналитический метод и его характеристика.
5. Нормы здравоохранения (характеристика, основные нормы).
|
|
6. Нормативы здравоохранения (характеристика, основные нормативы).
7. Основные разделы плана здравоохранения.
8. Методика определения необходимого количества врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической сети.
9. Методика определения потребности населения в стационарной помощи.
10. Бизнес-план (характеристика, структура).
1. Какие виды рисков могут возникнуть при реализации бизнес-плана и их характеристика.
Список ЛИТЕРАТУРы
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. –М.: 2003. –С.427-430.
2. Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. –СПб.: 2000. –С. 783-801.
3. Вялков А. И., Райзберг Б. А.., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А. И. Вялкова. –М.: 2002. –С.260-265, 291-293.
4. Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. В. Решетникова. – М.: 2003. – С.178-186.
5. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. – 2-е изд. – М. 1984, - С. 529-544.
6. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына, Н. Я. Копыта. –2-е изд., - М. 1984, -С.303-328.
7. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть Ш. Экономика и управление здравоохранением. –М.: 2003. –С. 179-211.
8. Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2001. – С. 324-339.