Налоговое обязательство

«налоговое обязательство» внедрено в отечественное налоговое право НК РБ. Относительно правомерности использования в публично-правовом институте категорий, присущих частноправовым отраслям права, в литературе высказываются различные точки зрения. Под налоговым обязательством понимается обязанность плательщика, иного обязанного лица при наличии предусмотренных налоговым законодательством оснований уплатить налог. Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым и таможенным законодательством. К основаниям прекращения налогового обязательства относятся надлежащее исполнение обязанности по уплате налога, ликвидация организации, смерть физического лица. Исполненным налоговое обязательство признается, если плательщик, иное обязанное лицо в установленный срок и в полном размере уплатило налог. Если плательщик по основаниям, предусмотренным налоговым, административным и уголовным законодательством, привлечен к ответственности, это не освобождает его от обязанности уплачивать налог. Исполнение налогового обязательства связывается с действиями плательщика по перечислению сумм налоговых платежей посредством предоставления в банки соответствующих платежных документов. Однако для исполнения обязательства необходимо еще одно условие: наличие достаточных денежных средств на счете плательщика. Данный порядок распространяется как на самого плательщика, так и иных обязанных лиц.

 

 

  43.зачёт и возврат налогов. налоговый контроль формы его осуществления

 Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика. Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму. Зачет или возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физ. лиц, наряду с налоговыми органами вправе производить и налоговые агенты. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней, а в случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки (за исключением камеральной) - в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается не позднее пяти рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате. Решение об отказе в проведении возврата принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени. При нарушении срока возврата, сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этой суммы. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этой суммы.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся в той валюте, в которой НК предусмотрена уплата этих налога, сбора (пошлины), пени, а начисленных процентов - в бел. рублях.

Налоговый контроль - система мер по контролю за исполн-ем налогового обязат-ва, осуществляемая должностн. лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством использов-я форм налогового контроля.

Формы: учет; проведение налоговых проверок; опрос плательщиков и других лиц; проверку данных учета и отчетности; осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) (ст.64 НК РБ); проведение встречных проверок; создание налоговых постов; назначение инвентаризации имущества плательщика; проведение контрольных закупок товарно-материальных ценностей и контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг; личный досмотр физ. лиц и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств (ст.81, 82 НК РБ); контрольный обмер объемов выполненных работ; взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий; контрольный запуск сырья и материалов в производство; контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных; проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: