Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки

Учить сегодня - сложная задача,

Ученье, как вершина, нас зовет

Быть современным, грамотным,

А это значит - учить себя,

Чтоб двигаться вперед!

Федеральные государственные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ведь современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

-анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

-отличаться мобильностью;

-быть способны к сотрудничеству.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

УУД подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) - действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию

•   Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.

•   Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен знать и представлять себе какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

•   Нравственно-этическая ориентация – исходит из социальных и личностных ценностей.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются: в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

Они обеспечивают: 

•   осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

•   формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

•   формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

•   формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Виды заданий:

1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Регулятивные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

•   целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•   планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•   прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

•   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталономс целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•   коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

•   оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

•   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Они обеспечивают учащимся возможность научиться: 

•   принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

•   договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

•   осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•   прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

•   предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

•   мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий Виды заданий:

1) выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя

2) выполнять учебные действия в качестве композитора;

3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

4) использовать установленные правила

Познавательные учебные действия:

•   общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

•   логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

•   постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Познавательные универсальные действия на уроке музыки: на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Они обеспечивают учащимся умение:

•   слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

•   понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

•   приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

•   создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Виды заданий:

поиск и выделение необходимой информации;

Работа с научными понятиями, терминалогией


 

Коммуникативные учебные действия:

•   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•   постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•   решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•   управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

•   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Виды заданий:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

5) Уметь участвовать в хоровом пении



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: