К сожалению, практика законодательного регламентирования пошла по другому пути. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ был принят 24 июня 1999 года. И только спустя 17 лет был принят рамочный федеральный закон, который должен был стать основой для федерального закона в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что, очевидно, нельзя признать обоснованным, поскольку, в частности, не способствует терминологической согласованности текстов вышеуказанных федеральных законов.
Так, проведенный нами анализ текстов данных законов показал, что:
1. В их текстах сам термин «профилактика» определяется по-разному. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.06.2017) «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», - «это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».
|
|
В то же время в тексте ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ профилактика правонарушений определяется как «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».
Таким образом, очевидно, что авторы данных законов разделяют точку зрения многих криминологов о том, что профилактика - это «система разноплановых мер по недопущению преступлений». Можно согласиться с тем, что характер данных мер может различаться в зависимости от содержания профилактируемой преступной или иной девиантной деятельности.
Отметим, что, определяя понятие «профилактика», Федеральный закон 2016 года вводит термин «воспитательное воздействие», в то время как в тексте Федерального закона 1999 года упоминается об «индивидуальной профилактической работе» и ничего не говорится о воспитательном воздействии. В связи с этим возникает закономерный вопрос: должно ли оказываться воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей? Следует ли привести в соответствие имеющиеся в тексте закона определения с текстом Федерального закона 2016 года?
|
|
Кроме того, Федеральный закон 2016 года в ст. 2 не включает в «профилактику» «индивидуальную профилактическую работу» и вообще не разъясняет понятие «индивидуальная профилактическая работа», однако в ст. 15 данного Закона в качестве видов профилактики правонарушений выделены общая и индивидуальная профилактики. И последняя, согласно текста данного Закона, как раз и направлена на оказание воспитательного воздействия на определенную в законе категорию лиц. Таким образом, возникает вопрос: во-первых, о необходимости согласования понятий, имеющихся в текстах вышеуказанных законов; во-вторых, о корректности данных определений.
Представляется, что текст Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ с точки зрения законодательной техники содержит более корректное определение профилактики, говоря нам о том, на что она направлена. В то время как текст Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ фактически исключает из общего определения профилактики индивидуальную профилактическую работу и нарушает логику построения данного определения.
Однако, по нашему мнению, и определение, содержащееся в тексте Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ, не лишено некоторых недостатков. Так, возникает вопрос о том, что же составляет содержание воспитательного воздействия? Аналогичная проблема уже была сформулирована Тимошиной Е.М. применительно к особенностям воздействия на несовершеннолетнего преступника в местах лишения свободы [1]. Так, данный автор обоснованно отметила, что, «изучив нормативную базу функционирования системы исполнения наказания, мы не встретили законодательного закрепления меры воздействия и его составных элементов», «в пенитенциарном словаре мы встретили определение мер профилактического воздействия, под которыми понимается правовое воспитание и обучение, профилактический учет, помощь в паспортизации предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание». Представляется, что содержание воспитательного воздействия составляют формы профилактического воздействия, обозначенные в тексте ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ, хотя в тексте данной статьи говорится о «профилактическом воздействии», а не о «воспитательном воздействии», в связи с этим также возникает вопрос о соотносимости этих терминов. Кроме того, Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ в ст. 2 вводит термин «система профилактики», в определенной степени неизвестный Федеральному закону 1999 года, так как, несмотря на свое название, в котором как раз и упоминается «система профилактики», в его тексте этот термин употребляется только вскользь. Однако, на наш взгляд, термин, содержащий в Федеральном законе от 23 июня 2016 года, с точки зрения законодательной техники также трудно признать идеальным.
Во-первых, возникает вопрос о соотношении терминов «профилактика правонарушений» и «система профилактики правонарушений», что из представленных терминов является общим, а что частным?
Так, если «профилактика правонарушений» согласно тексту Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ - это «совокупность мер», то система согласно тексту ст. 2 данного Закона - это «совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений». Это дает основание задуматься над тем, не является ли определение «профилактики правонарушений» как системы социального управления лишь через перечисление мер воздействия излишне узким, несоответствующим ее реальному содержанию?
|
|
Во-вторых, возникает вопрос о корректности определения системы профилактики, в частности в этом определении отсутствуют такие важные ее элементы, общепризнанные в криминологии, как объекты и уровни профилактического воздействия. В-третьих, стоит задуматься о том, необходимо ли в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ закрепить содержание термина «система профилактики» с учетом положений Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ? Тем более, что ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ все-таки говорит о «системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», но исключительно путем перечисления субъектов, которые в нее входят.
На наш взгляд все же следует статью 1 Федерального Закона от 24 июня 1999 года № 120 добавить следующее определение: «система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений».
Таким образом, нами были обозначены лишь основные проблемы законодательной регламентации профилактики преступности несовершеннолетних, которые, несомненно, являются результатом запоздалого принятия рамочного федерального профилактического закона. В настоящее время актуальной задачей является терминологическое согласование норм, содержащихся в тексте Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и норм рамочного Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации». Кроме того, очевидно, что имеется необходимость более детального анализа терминов, содержащихся в текстах вышеуказанных федеральных законов на предмет их криминологической обоснованности.
[1] Тимошина Е.М. Основные направления развития системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Е.М. Тимошина // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 8. - С. 139.