Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оборудование: анкета, калькулятор.
Порядок выполнения работы
1. Предложить испытуемому 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность.
2. Ответы оценить в баллах по следующей схеме:
Утвердительный ответ:
а) всегда – «+3» балла,
б) скорее да, чем нет – «+2» балла,
в) да, иногда – «+1» балл;
Неопределенный ответ: не знаю, затрудняюсь ответить – «0» баллов;
Отрицательный ответ:
а) никогда – «–3» балла,
б) скорее нет, чем да – «–2» балла,
в) не совсем – «–1» балл.
Показатели силы нервной системы
1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю также хорошо, как и в начале занятия.
2. В конце учебного года занимаюсь с той же продуктивностью и активностью, что и в начале.
3. В период экзаменов и зачетов сохраняю высокую работоспособность до их окончания.
4. Быстро восстанавливаю силы после сессии и любой работы.
5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.
6. Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.
7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки товарищей.
8. Стремлюсь участвовать в общественной жизни.
9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачета и т.п.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.
10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения неудовлетворительной оценки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.
11. Порицание родителей, преподавателей, товарищей, плохая оценка, выговор, наказание оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.
12. Безразличен к насмешкам, шуткам.
13. Легко сосредотачиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры и т.п.).
14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.
Показатели уравновешенности нервных процессов
15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.
16. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.
17. Накануне экзаменов, переезда, путешествия – поведение обычное.
18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями – соревнованиями, экзаменами и т.п.
19. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.
20. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.
21. Характерны вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.
22. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.
23. Легко храню в секрете неожиданную новость.
24. Начатую работу всегда довожу до конца.
25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, выполнению поручений.
26. Настроение обычно ровное, спокойное.
27. Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без резких спадов и подъемов.
28. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов
29. Стремлюсь начать выполнение всех учебных и общественных поручений.
30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
31. К выполнению задач приступаю сразу, не всегда обдумывая их.
32. Легко изменяю привычки, навыки, легко их приобретаю.
33. Быстро привыкаю к новым людям и новым условиям жизни.
34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
35. Быстро втягиваюсь в новую работу.
36. Легко перехожу от одной работы к другой.
37. Люблю, когда задания часто меняются.
38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.
39. Легко переключаюсь с переживания неудач и неприятностей на деятельность.
40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, мимике и негативных реакциях (легко краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).
41. Часто меняется настроение по любому поводу.
42. Речь и движения быстрые.
3. Ответы, выраженные в баллах, занести в таблицу 6.
4. Сложить отдельно в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно – со знаком «–». Затем перевести их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделать заключение о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более – высокая, 49-25% – средняя, 24-0% – низкая.
Соответствующие границам цифры со знаком «+» характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком «–» – слабость, неуравновешенность и инертность.
5. Определить свой тип нервной системы и составить его характеристику.
Таблица 6
Показатели силы, уравновешенности и подвижности
нервных процессов
Сила | Уравновешенность | Подвижность | |||
Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка |
1 | 15 | 29 | |||
2 | 16 | 30 | |||
3 | 17 | 31 | |||
4 | 18 | 32 | |||
5 | 19 | 33 | |||
6 | 20 | 34 | |||
7 | 21 | 35 | |||
8 | 22 | 36 | |||
9 | 23 | 37 | |||
10 | 24 | 38 | |||
11 | 25 | 39 | |||
12 | 26 | 40 | |||
13 | 27 | 41 | |||
14 | 28 | 42 | |||
Сумма баллов со знаком «+» | Сумма баллов со знаком «+» | Сумма баллов со знаком «+» | |||
Сумма баллов со знаком «–» | Сумма баллов со знаком «–» | Сумма баллов со знаком «–» | |||
Алгебраическая сумма баллов, % | Алгебраическая сумма баллов, % | Алгебраическая сумма баллов, % |
Лабораторная работа №4