Брак был действительным только при заключении письменного договора (ст. 128), который подписывался между будущим мужем и отцом невесты. Жених отдавал тестю выкупную плату за невесту - «гирхатум» и свадебный подарок семье невесты - «библум». Отец давал за дочерью приданое - «шерикту», которое своими размерами превосходило, обычно, выкупную плату. Однако выкупная плата не была обязательным элементом брачного договора,
В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160).
Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкенуму. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными.
Замужняя женщина могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростовщичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, грозило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену.
|
|
Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу.
Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных внебрачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151).
За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей.
Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производилось отрезание языка за злословие в адрес родителей.
Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям.
Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
|
|
Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то братья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее приданое возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подарков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге.