Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населения производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В классификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, в ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными считались люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также потомки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники,да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, получали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все религиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюдение 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не идолопоклонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кровавого» (сырого) мяса.
|
|
Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упоминаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - колено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участвовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так происходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним уготована работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жрецам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и развивавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудейского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», когены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права.
|
|
Несвободное население. Рабы у евреев были, преимущественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приговор (за преступления) и долги.
Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его положение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евреев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяинубивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За причинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин лишался своих прав по отношению к данному рабу.
Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность освобождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольноотпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полностью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуществом и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.