Тема 6. Русский город и его жители в XVII в

Цель занятия: сформировать представление о средневековом русском городе.

Задачи занятия:

· определить русский город XVII в. как социально-экономическое и социокультурное пространство;

· выделить категории городского населения и их занятия;

· выявить функции города и его значение в русском государстве.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Города Московии: количество, функции. численность населения.

2. Сословная структура городского населения. Положение сословий.

3. Повседневная жизнь населения средневекового русского города.

Литература:

1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

2. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографиче­ские очерки. XVII–XVIII вв. М., 1994.

Тема 7. Культура России в XV–XVII вв.

Цель занятия: сформировать представление об особенностях и тенденциях развития русской культуры в указный период.

Задачи занятия:

· выявить основные факторы и тенденции развития культуры в указанный период;

· выделить достижения русской науки;

· выделить характерные черты развития искусства, особенности и наиболее яркие явления;

· определить степень европейского и азиатского влияний на развитие русской культуры.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Основные тенденции развития культуры в указанный период.

2. Развитие науки и образования.

3. Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.

4. Архитектура.

5. Живопись.

6. Музыка и театр.

7. Устное народное творчество. Грамотность и письменность.

Литература:

1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М. 1992.

2. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. В 2­х частях. Ч.1. М., 2002.

3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского: Историко­библиографические очерки. Кн. первая. IX – XVI вв. М., 1991.

4. Памятники литературы Древней Руси. XIV – XV века. – М. 1981; Вторая половина XV века. – М. 1982; Конец XV – начало XVI века. –М. 1984; Вторая половина XVI века. – М. 1986; XVII в. (Вып. I). – М. 1989.

5. Юрганов А.Ю. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.

Тема 8. Россия на пороге Нового времени (вторая половина XVII в.)

Цель занятия: сформировать представление об особенностях развития России к концу XVII в. 

Задачи занятия:

· выделить основные тенденции развития России во второй половине XVII в.;

· определить модернизационный потенциал России в указанный период;

· выявить основные задачи внутренней и внешней политики и возможные способы их решения.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Уровень производительности и потребления в сельском хозяйстве.

2. Становление промышленного производства.

3. Зарождение купеческого капитала.

4. Состояние внутреннего рынка государства.

5. Место России в системе мировой экономики.

6. Представления о России в европейских государствах. 

 

Литература:

1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

2. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографиче­ские очерки. XVII–XVIII вв. М., 1994.

3. Иностранцы о древней Москве. Москва XV–XVII веков. М., 1991.

4. Россия XV –XVII вв. глазами иностранцев. Л. 1986.

 

 

Примерный перечень вопросов:

 

1. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв.

2. Категории зависимого населения в Русском государстве XV – XVII вв. Крестьянская община. Проблема крестьянских переходов.

3. Государственная политика в закрепощении крестьян. Барщина.

4. Законотворческая деятельность государства в XV – XVI вв.

5. Складывание идеологии Московского государства.

6. Василий II, Иван III, Василий III. История власти и характеристика личности.

7. Роль Боярской Думы в управлении государством в XV – XVII вв.

8. Регентство Елены Глинской. Борьба за власть. Венчание на царство Ивана IV.

9. Преобразования в первый период правления Ивана IV.

10. Земские соборы в истории Русского государства.

11. Опричнина: причины, содержание, последствия. Мнения в отечественной историографии.

12. Кризис династии. Избрание Бориса Годунова. Правление Бориса Годунова.

13. Смута. Причины. Основные силы. Ход событий. Результаты. Последствия.

14. Роль самозванцев в Смуте.

15. Семибоярщина. Итоги правления.

16. Становление новой династии. Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова. Первые годы после Смуты.

17. Алексей Михайлович. Содержание и итоги правления.

18. Бунты в истории Русского государства. XVII в.

19. Соборное Уложение 1649 г.

20. Патриарх Никон. История и последствия церковного раскола.

21. Основные направления внешней политики в XV – XVII вв. Решенные и нерешенные вопросы. 

22. Развитие общественной мысли в XVI – XVII вв.

23. Быт и нравы русского народа в XV – XVII вв. 

24. Основные черты русской культуры в XV – XVII вв.

 

 

Количество баллов, необходимых для получения

 итоговой отметки по данному предмету

№ п/п

Число пар (2 часа) аудиторных занятий

Максимальное число баллов по результатам:

Максимальное число баллов, полученных по оценке текущей успеваемости (столбцы 3+4)

Для допуска к итоговой аттестации необходимо

Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: