Цель занятия: сформировать представление о средневековом русском городе.
Задачи занятия:
· определить русский город XVII в. как социально-экономическое и социокультурное пространство;
· выделить категории городского населения и их занятия;
· выявить функции города и его значение в русском государстве.
Вопросы для изучения и обсуждения:
1. Города Московии: количество, функции. численность населения.
2. Сословная структура городского населения. Положение сословий.
3. Повседневная жизнь населения средневекового русского города.
Литература:
1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.
2. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII–XVIII вв. М., 1994.
Тема 7. Культура России в XV–XVII вв.
Цель занятия: сформировать представление об особенностях и тенденциях развития русской культуры в указный период.
Задачи занятия:
· выявить основные факторы и тенденции развития культуры в указанный период;
· выделить достижения русской науки;
|
|
· выделить характерные черты развития искусства, особенности и наиболее яркие явления;
· определить степень европейского и азиатского влияний на развитие русской культуры.
Вопросы для изучения и обсуждения:
1. Основные тенденции развития культуры в указанный период.
2. Развитие науки и образования.
3. Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.
4. Архитектура.
5. Живопись.
6. Музыка и театр.
7. Устное народное творчество. Грамотность и письменность.
Литература:
1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М. 1992.
2. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. В 2х частях. Ч.1. М., 2002.
3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского: Историкобиблиографические очерки. Кн. первая. IX – XVI вв. М., 1991.
4. Памятники литературы Древней Руси. XIV – XV века. – М. 1981; Вторая половина XV века. – М. 1982; Конец XV – начало XVI века. –М. 1984; Вторая половина XVI века. – М. 1986; XVII в. (Вып. I). – М. 1989.
5. Юрганов А.Ю. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.
Тема 8. Россия на пороге Нового времени (вторая половина XVII в.)
Цель занятия: сформировать представление об особенностях развития России к концу XVII в.
Задачи занятия:
· выделить основные тенденции развития России во второй половине XVII в.;
· определить модернизационный потенциал России в указанный период;
· выявить основные задачи внутренней и внешней политики и возможные способы их решения.
Вопросы для изучения и обсуждения:
1. Уровень производительности и потребления в сельском хозяйстве.
2. Становление промышленного производства.
3. Зарождение купеческого капитала.
|
|
4. Состояние внутреннего рынка государства.
5. Место России в системе мировой экономики.
6. Представления о России в европейских государствах.
Литература:
1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.
2. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII–XVIII вв. М., 1994.
3. Иностранцы о древней Москве. Москва XV–XVII веков. М., 1991.
4. Россия XV –XVII вв. глазами иностранцев. Л. 1986.
Примерный перечень вопросов:
1. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв.
2. Категории зависимого населения в Русском государстве XV – XVII вв. Крестьянская община. Проблема крестьянских переходов.
3. Государственная политика в закрепощении крестьян. Барщина.
4. Законотворческая деятельность государства в XV – XVI вв.
5. Складывание идеологии Московского государства.
6. Василий II, Иван III, Василий III. История власти и характеристика личности.
7. Роль Боярской Думы в управлении государством в XV – XVII вв.
8. Регентство Елены Глинской. Борьба за власть. Венчание на царство Ивана IV.
9. Преобразования в первый период правления Ивана IV.
10. Земские соборы в истории Русского государства.
11. Опричнина: причины, содержание, последствия. Мнения в отечественной историографии.
12. Кризис династии. Избрание Бориса Годунова. Правление Бориса Годунова.
13. Смута. Причины. Основные силы. Ход событий. Результаты. Последствия.
14. Роль самозванцев в Смуте.
15. Семибоярщина. Итоги правления.
16. Становление новой династии. Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова. Первые годы после Смуты.
17. Алексей Михайлович. Содержание и итоги правления.
18. Бунты в истории Русского государства. XVII в.
19. Соборное Уложение 1649 г.
20. Патриарх Никон. История и последствия церковного раскола.
21. Основные направления внешней политики в XV – XVII вв. Решенные и нерешенные вопросы.
22. Развитие общественной мысли в XVI – XVII вв.
23. Быт и нравы русского народа в XV – XVII вв.
24. Основные черты русской культуры в XV – XVII вв.
Количество баллов, необходимых для получения
итоговой отметки по данному предмету
№ п/п | Число пар (2 часа) аудиторных занятий | Максимальное число баллов по результатам: | Максимальное число баллов, полученных по оценке текущей успеваемости (столбцы 3+4) | Для допуска к итоговой аттестации необходимо | Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок |