Цивилизационный подход

Вопрос 1.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий[1][2][3][4]. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Девиз науки: лат. Historia est magistra vitae — «История — наставница жизни».

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).

Формационный подход

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.

Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против неё были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.

Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семёнов,? Коранашвили,? Капустин,? Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.

В настоящее время (2011 год) одним из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

Цивилизационный подход

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.

Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы ещё в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».

Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.


 


Вопрос 2.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

 

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам – Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

 

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

 

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

 

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область – раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

 

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

 

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).


 

 


Вопрос 3.

Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику. Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 году Ярославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество. Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.

На короткое время мир удалось восстановить внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113-1125). Но после его смерти войны вспыхнули с новой силой. Киев, ослабленный постоянной борьбой с половцами и внутренними усобицами, постепенно утрачивает свое ведущее значение. Население ищет спасения от постоянного разграбленная и переселяется в более спокойные княжества: Галицко-Волынское (Верховье Днепра) и в Ростово-Суздальское (междуречье Волги и Оки). Во многом на захват новых земель князей толкало боярство, заинтересованное в расширении своих вотчинных земель. Из-за того, что в своих княжествах князья устанавливали киевский порядок наследования, то и в них начались процессы дробления: если в начале XII века было 15 княжеств, то к концу XIII века уже 250 княжеств.

Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Причины раздробленности: 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами – каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством; 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; 3) ослабление центральной власти Киевского князя; 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути.

Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.

Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1157–1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем (1199–1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович (1205–1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей.

Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. После восстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ. Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца.

Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось.

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород. Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов.


 


Вопрос 4.

Раздробленность Руси была использована европейским феодальным колониализмом. Захват русских земель, их подчинение католичеству, крестовые походы санкционированы Папой Римским и германским императором Фридрихом II. В 1201 г. рыцари ордена Меченосцев основали в устье Западной Двины город Ригу как опорный пункт для завоевания Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Финского залива, основали город Таллин. В 1226 г. в Прибалтику прибыли рыцари Тевтонского ордена. Началось завоевание прибалтийских земель, покорение местного, а затем и славянского населения, насильственное обращение его в католичество. Экспансия крестоносцев встретила отпор. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а в 1236 г. — от литовцев и земгалов. На следующий год меченосцы объединяются с тевтонами и создают отделение Тевтонского ордена — Ливонский орден (по наименованию территории, населенной племенем ливов). Именно в этот 1237 г. на Русь с востока обрушились орды Батыя. Тяжелым положением Руси поспешили воспользоваться также шведские и датские феодалы. В 1240 г. шведский флот с рыцарским войском вошел в устье Невы с намерением основать здесь крепость, а затем закрепить за Швецией земли по Неве. Князь Александр Ярославич со своей дружиной и небольшим ополчением новгородцев разгромил рыцарское войско (за эту победу его позднее прозвали Невским). Летом того же года Ливонский орден, датские и немецкие рыцари начали наступление на Новгород, захватили Псков в 1241 г. и приблизились к Новгороду до 30 км. Вече, до этого поссорившееся с Невским, вновь призвало Александра для защиты города. Александр Невский, возглавив новгородское войско, освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. нанес сокрушительное поражение рыцарям на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Русский князь вошел в историю как великий полководец средневековья, сумевший разгромить превосходящие силы врага. Ледовое побоище — одно из самых выдающихся сражений средневековья, яркий пример разгрома рыцарского войска в полевом сражении силами пехоты. Натиск с запада сливался с нашествием монголо-татар на Русь с востока. В начале XIII в. выдающийся руководитель племенного объединения монголов Чингисхан образовал гигантское раннефеодальное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до Каспия. В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды появились в причерноморских степях. Половцы позвали русских князей на помощь. Откликнувшиеся на призыв южнорусские князья выступили совместно с половцами, но в битве на Калке потерпели поражение. Победителей запомнили. На Руси внимательно следили за их продвижением из монгольских степей на Запад. Когда в 1237 г. армия завоевателей под командованием Бату-хана (на Руси его называли Батый) — внука Чингисхана — двинулась на русские земли, она встретила отчаянное сопротивление, но князья часто действовали порознь и пали поодиночке. Видимо, большинство правителей русских княжеств приняли татаро-монгольское вторжение за обычный набег кочевников, надеясь отсидеться в крепостях. Но татаро-монгольские ханы пришли не просто грабить, а завоевывать и править. Монголы, покорившие многие народы Азии, обладали огромной военной силой — крупными конными массами войск, хорошей осадной техникой, заимствованной у китайцев, и высокой военной организацией. Действуя концентрированными и быстро перемещающимися силами, они внезапно нападали на русские города, которые героически оборонялись. Жители Козельска («злой город», по определению монголов) оказали наибольшее сопротивление, его осада длилась семь недель. Захват городов завершался жестокой резней жителей и пожарами. В течение пяти месяцев Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, а в 1239 — 1240 гг. — юго-западные земли, захватив и Киев. Избежали нашествия только Новгородская земля с Псковом и всеми северными территориями, Смоленск, Полоцк, Минск и соседние земли. Героическая борьба древнерусского народа сыграла историческую роль в спасении европейской цивилизации. Монгольское войско утратило наступательную мощь в борьбе с русским сопротивлением. А. С. Пушкин справедливо отмечал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией». После разгрома Руси монголы ворвались в Европу, разорили Венгрию, Польшу, Чехию. Войска Батыя дошли до границ Германской империи и Адриатического моря. В 1242 г., узнав о смерти главного монгольского хана Гуюка, Батый повернул обратно на восток. Монгольская же империя, как и все раннефеодальные империи, вскоре распалась. Отделившаяся от нее Золотая Орда включала покоренные земли в Приуралье, Поволжье, причерноморские степи, Крым и большинство русских княжеств. Столицей этого обширного государства стал г. Сарай на нижней Волге. Раннефеодальная Золотая Орда состояла из полусамостоятельных улусов, объединенных властью хана. Управляли улусами потомки Батыя, поддерживаемые местной кочевой военной аристократией. Новгородский князь Александр Невский, понимая невозможность противостояния и монголам, и западным агрессорам, вынужден был признать власть татарского хана. Западные колонизаторы несли уничтожение русской государственности, православной веры и ликвидацию русской цивилизации. Татарский хан сохранил известную автономность русских княжеств в Золотой Орде и дал Александру в 1252 г. ярлык на великое княжество Владимирское. Монголо-татарское иго его влияние на развитие Руси К середине XIII в. разгромленная, опустошенная и подавленная Русская земля стала «улусом» Золотой Орды. Но власть татарского хана не заменила власти русских князей, а легла как бы «поверх» нее. Сохранился титул и положение великого князя Владимирского, но получал его теперь русский князь из рук татарского хана, вручавшего ему ярлык на княжение. Татары стремились усилить феодальную раздробленность и междоусобицы русских княжеств (их стало уже несколько десятков), применяя принцип «разделяй и властвуй». При них княжеская власть над населением даже усилилась, опираясь на военную силу татарского «царя». Татарское войско нередко использовалось князьями в междоусобных раздорах. Все население русских княжеств было переписано и обложено татарской данью. Сбор дани проводили татарские чиновники («баскаки», или наместники), первоначально наряду с русскими князьями управлявшие покоренными княжествами. Иногда сбор дани отдавался на откуп купцам, что усиливало поборы и насилия, неисправных плательщиков отдавали в рабство. Частые восстания против насилия и произвола, ослабление великоханской власти привели к тому, что сбор дани был передан в руки русских князей. От платежа дани было избавлено все русское духовенство. Татары относились к православной религии с терпимостью и даже поддерживали церковь, обеспечивая неприкосновенность ее имущества в отличие от колонизации русских земель и обращения в католичество их населения западными соседями. За это православное духовенство должно было молиться за ханов Золотой Орды. В тяжкое время татарского ига церковь стала духовной силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского народа. Влияние завоевателей на русскую культуру не было определяющим, так как чужеземцы не входили в тесное житейское общение с русским населением (особенно после принятия ислама правителями Золотой Орды в начале XIV в.). В русских княжествах были восприняты от них лишь некоторые порядки и лексика (термины денежного обращения — деньга, алтын, а также коневодства). Нашествие татар впервые столкнуло русское население с восточным деспотизмом, т. е. с властью, которая не желает входить в соглашения. Ей надо покоряться безусловно. Это вынуждало гнуться и хитрить перед чуждой властью. Завоеватели принесли жестокую систему наказаний, систему вымогательств и взяточничества, общее огрубление нравов, длительное сохранение домашнего рабства. Жестокость нравов, обесценивание человеческой жизни и личности также стали характерной чертой общественных отношений того времени. Вместе с тем были восприняты опыт ведения военных действий крупных масштабов, организации больших формирований конных войск, позднее — организация почтовой связи на далекие расстояния, некоторые приемы государственного управления, в частности — организа­ции многонационального государства. Ордынское владычество надолго отделило Русь от Западной Европы. К тому же образование на ее западных рубежах Вели­кого княжества Литовского усилило внешнюю изоляцию русских княжеств. Утверждение в XV в. католичества в Литве и значительно ранее в Польше сделало их проводниками западного влияния на русскую цивилизацию. Часть русских княжеств вошла в Литовское государство, где был распространен русский язык, а православная церковь длительное время не подвергалась преследованиям. Галиция была включена в Польшу, которая расширила свои владения за счет юго-западных русских земель. В этих условиях древнерусское население разделяется на три ветви: русских, белорусов и украинцев. Русская народность складывается в центральных, восточных и северных районах Руси. Белорусская и украинская народности формиру­ются на территории Литовского княжества и Польского королевства. В целом, иноземное иго истощало народные силы, развитие восточнославянских народностей резко замедлилось, произошло и значительное отставание в области экономики, общественных отношений и культурном уровне от западноевропейской цивилизации.

 


 

 


Вопрос 5.

Начатый первыми московскими князьями процесс собирания земель и укрепления своей власти активно продолжался. И после многолетней тяжелой борьбы между князьями Москва необратимо превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося мощного государства, размеры которого потрясали воображение современников.

Иван III (1440-1505) присоединяет Новгород (1478), отменив вече и посадив своего намест-ника. За этим последовали особенно важная в политическом отношении Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоя-нием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном 3 стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого вой-ска. В этот период они расширяют практику пожалования своим служилым людям поместий. В отличие от вотчин эти земли оставались государственной собственностью и давались во времен-ное пользование только на период службы, особенно военной. При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) при условии уплаты пожилого – компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.

Начинает налаживаться система органов центрального управления. Она включала казну (фи-нансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), дворцы (управление из цен-тра вновь присоединенными землями), наместников (назначаемых из центра правителей уездов) и пр. Московские князья принимали меры к укреплению своей власти. Все стороны государствен-ной жизни подчинялись специально разработанному торжественному ритуалу.

Длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завер-шался. Иван 3 принял титул Великого князя Всея Руси. Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой всадник, дерущийся с драконом, и надпись вокруг: «Иоанн, Божией милостью господарь всея Руси». Москва стала центром боль-шого русского централизованного государства. Она объявляется преемницей Византии и центром православия. Идея союза княжеской власти с христианским миром воплотилась в философию: «Москва-третий Рим».

 

Итак, Киевская Русь (IX-XII вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов – самым активным образом включалась в европейские дела. Это в сущности раннесредневековое общество, в котором лично свободные люди являлись преобладающей социальной категорией.

Однако с середины XII в. здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Киевской Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства, Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и в начале XIII в. была порабощена Золотой Ордой.

Длительное монголо-татарское иго оттеснило Русь, задержало ее развитие на два-три столе-тия, возможно, и обусловило евроазиатское россиянство.

Во второй половине XIII-XIV вв. московские князья начали процесс собирания земель и ук-репления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золотоордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей. Он сопровождался выдвижением на историче-скую арену Руси нового сословия – военно-служилого дворянства (помещиков) в качестве соци-альной опоры великокняжеской власти и утверждением поместной системы землевладения. Этот процесс завершился образованием на рубеже XV-XVI вв. мощного государства, потребовавшего жесткой централизации власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства со-провождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.


 

 


Вопрос 6.

В 1533 г. умер Василий 3, оставив наследником Ивана 4 - трехлетнего царевича (от брака с Е.Глинской).

16 января 1547 г. Иван I4 торжественно венчался на царство и принял титул царя и великого князя всея Руси. Процессия была торжественна, и ее официальность способствовала укреплению самодержавия, авторитету центральной власти и легитимности в глазах правительств Западных держав.

Участие Ивана 4 в государственной деятельности началось с создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и явилась органом, проводящим реформаторские усилия нового царя. Уже в феврале 1549 г. Иван 4 на первом Земском соборе объявил о подготовке реформ.

В 1550 г. Иван 4 на соборе представителей областей Руси жестко обличил злоупотребления боярской власти и обещал лично оберегать народ от бесчинств бояр.

В 1550 г. был издан новый Судебник, основанный на подобном документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый Судебник значительно ограничивал податные привилегии крупных феодалов и судебные функции наместников. Были введены наказания для бояр и дьяконов-взяточников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами.

К времени действия Избранной рады относится создание функциональных органов управления - приказов. Поместный приказ ведал владениями земель феодалов, Посольский - внешней политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на имя царя.

В 1550-1556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается постоянное стрелецкое войско и принимается закон, регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С каждых 150 десятин бояре обязывались давать войску одного вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном соборе царь предложил обширный проект церковных реформ, целью которого было приведение к порядку религиозно-нравственной жизни народа и унифицирование церковных обрядов.

В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население стало платить общегосударственный налог. Рядом «уставных» царских грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и передавало местное управление и суд в руки старост, избранных посадскими людьми и волостными крестьянами.

Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный период. Однако Иван 4 стремился к немедленным результатам. При неразвитом аппарате государственной власти быстрое движение к централизации было возможно лишь при помощи террора. Иван 4 разогнал Раду, что стало первым шагом на пути к опричнине.

В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул столицу. Остановившись в Александровой слободе, он обратился к народу с требованием расправы над изменниками по его «монаршему» усмотрению и учреждение опричнины. Это было условием его возвращения на трон.

К царю отправилась делегация духовенства и бояр с просьбой о возвращении и правлении «как ему угодно, по своей государевой воле». Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и огласил условия, на которых обратно принимал власть: изменников и ослушников предавать казни, их имущество брать в казну. С введением опричнины страна разделилась на две части: земщину, которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и войско из 6 тысяч опричников.

В опричнину были включены наиболее развитые экономически и стратегически удобно расположенные районы страны. На этих землях поселялись дворяне-опричники, их содержание входило в обязанности земства.

Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Сразу после ее учреждения начался кровавый террор по всей стране. Путь централизации через опричнину оказался трагичным для страны.


 


Вопрос 7.

Хронология

§ 1605 — 1606 гг. Правление Лжедмитрия I.

§ 1606 — 1607 гг. Восстание под предводительством И.И.Болотникова.

§ 1606 — 1610 гг. Царствование Василия Шуйского.

§ 1610 “Семибоярщина”.

§ 1612 г. Освобождение Москвы от интервентов.

§ 1613 г. Избрание Земским Собором Михаила Романова на царство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: