Преддошкольный период

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из важных проблем здравоохранения признано раскрытие потенциала среднего медицинского работника в усилении про­филактической направленности деятельности.

Вот только некоторые задачи, стоящие перед медицинскими работника­ми в области охраны здоровья детей.

■ Информационная поддержка семей и практическая помощь по вопро­сам:

□ рационального питания (начиная с поощрения грудного вскармлива­ния на первом году жизни);

□ обучения уходу за новорождёнными детьми (особенно недоношенны­ми) и детьми грудного возраста;

□ гигиенического воспитания, физического и психомоторного развития, закаливания во все периоды детства;

□ профилактики заболеваний (в том числе иммунопрофилактики);

□ формирования здоровых привычек.

■ Активное динамическое наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей:

□ здоровых;

□ с определёнными проблемами;

□ с хроническими заболеваниями.

■ Профессионально грамотное обеспечение:

□ объективного обследования детей (в рамках своей компетенции);

□ организации базисного ухода за заболевшими и оставленными в до­машних условиях детьми;

□ обучения родителей элементам ухода в ситуации заболевания ребёнка;

□ выполнения практических манипуляций;

□ оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здравоохране­ния (ВОЗ) (1985) состояние здоровья населения на 50% определяет образ жизни.

Хочется надеяться, что средний медицинский персонал представляет тот ресурс, который способен удовлетворить потребности семьи в получении эффективной профилактической помощи, в том числе по формированию здорового образа жизни.

ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Выделяют 6 периодов.

■ I. Период новорождённости (неонатальный) — первые 4 нед жизни (пер­вый месяц).

■ II. Период грудного возраста — с 4нед жизни (1 мес) до окончания пер­вого года жизни.

■ III. Преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет.

■ IV. Дошкольный — с 3 лет до 6—7 лет (в зависимости от срока поступле­ния в школу).

■ V. Младший школьный — с 6—7лет до 11—12 лет.

■ VI. Старший школьный — с 11 12 лет до 17—18лет.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЁННОСТИ

Данный период подразделяется на 2 подпериода.

■ Ранний неонатальный:

□ с первого вдоха и окончания седьмых суток жизни;

□ самый ответственный в плане приспособления (адаптации) к совер­шенно новым внеутробным условиям жизни;

□ характеризуется началом физиологических состояний;

□ лёгкость инфицирования из-за незрелости защитной системы;

□ из заболеваний и патологических состояний характерны те, что обус­ловлены расстройствами, возникшими ещё внутриутробно или в про­цессе родов (асфиксия, родовая травма, гемолитическая болезнь плода и новорождённого и др.);

□ главное для медицинской сестры — профессионально грамотное на­блюдение и оценка состояния новорождённого.

■ Поздний неонатальный:

□ с 8-го по 28-й (30-й) день жизни;

□ адаптация продолжается;

□ ребёнок находится под наблюдением детской поликлиники;

□ заживает пупочная ранка;

□ начинаются интенсивное физическое развитие и развитие органов чувств (анализаторов), попытки координированных движений;

□ различные неблагоприятные факторы (нарушения в питании, гигиени­ческом уходе и др.) легко вызывают отклонения в состоянии ребёнка и его развитии (в первую очередь — задержка нарастания массы тела).

Наиболее важные критерии благополучия ребёнка:

■ хорошая динамика массы тела;

■ успешное нервно-психическое развитие;

■ достаточный и полноценный сон;

■ становление и развитие эмоционального, зрительного и тактильного (при прикосновениях) контакта с матерью; появление приблизительно с 3 нед улыбки и мимики радости психологи расценивают как начало психичес­кой жизни;

■ из заболеваний и патологических состояний: те же, что и в раннем неонатальном периоде плюс гнойно-септические (например, стафилодермия, омфалит, пупочный сепсис);

■ особенно важны систематические наблюдения медицинской сестры в виде патронажей на дому, конкретные рекомендации и советы по орга­низации грудного вскармливания и уходу за ребёнком.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

■ Основные процессы адаптации завершены.

■ Механизм грудного вскармливания достаточно сформирован.

■ В данный период очень важно обучение навыкам трудовой деятельности через игру.

■ Психологи называют этот период периодом упущенных педагогических возможностей; следовательно, главный элемент ухода в эти годы — вос­питание.

■ Из заболеваний чаще всего регистрируют острые респираторные и ал­лергические.

■ Тесный контакт с матерью.

■ Очень интенсивное физическое и психомоторное развитие (максималь­ный темп — 2—4-й мес) — от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы.

■ Недостаточная функциональная зрелость органов пищеварения — не редки желудочно-кишечные расстройства (например, при нарушении правил вскармливания, в жаркую погоду и др.).

■ Введение новых продуктов и блюд питания (корригирующих добавок и основных прикормов), что можно расценивать как определённый крити­ческий период в жизни грудничка.

■ Появление риска развития таких фоновых заболеваний, как рахит, желе-зодефицитная анемия, аллергический диатез — роль профилактической составляющей в профессиональной деятельности медицинской сестры.

■ Потеря после 2—4-го мес жизни пассивного иммунитета (полученного от мамы), медленное формирование собственных защитных сил — риск заболеваний, прежде всего дыхательной системы.

■ Как правило, отсутствие или незначительный контакт с другими детьми, вследствие чего детские инфекционные заболевания редки.

■ Продолжение иммунопрофилактики (профилактических вакцинаций), начатой в родильном доме.

■ Большую важность имеют вовремя начатые комплексы массажа, гимнас­тики, закаливания.

■ Индивидуальность домашнего воспитания.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

■ Некоторое снижение темпов физического развития.

■ Более зрелые основные системы и органы.

■ Интенсивное увеличение мышечной массы — важность рационального питания, достаточной двигательной активности.

■ Завершение к концу 2-го—началу 3-го года жизни прорезывания всех 20 молочных зубов.

■ Интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндали­ны, аденоиды), что чревато их чрезмерным увеличением — важность сис­тематического наблюдения и своевременных консультаций ЛОР-врача с определением конкретной тактики.

■ Стремительное расширение двигательных возможностей при минималь­ном контроле движений, что создаёт опасность травматизма.

■ В познании окружающего мира участвует и полость рта, что приводит к высокой частоте аспирации инородных тел и случайных отравлений (тем более, что у детей данного возраста часто срабатывает так называемый оральный автоматизм — неумение выплюнуть вовремя что-либо чуже­родное, опасное).

■ Бурное совершенствование речи, в связи с чем взрослым необходимо обратить серьёзное внимание на правильность собственной речи.

■ Эмоциональная жизнь достигает наивысшей степени проявлений, воз­можны капризность, страхи, «истерические бури» и др.

■ Это период первого упрямства, определения индивидуальных черт харак­тера и поведения.

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

■ Это период посещения детского сада (для определённой части детей).

■ Нарастание массы тела несколько замедляется. Отчётливо увеличивается длина конечностей.

■ Углубляется рельеф лица.

■ Происходит выпадение молочных зубов, начало роста постоянных.

■ Иммунная система более зрелая (с 5 лет).

■ Интенсивное развитие интеллекта и памяти.

■ Усложнение трудовой деятельности (через игру).

■ Свободная речь.

■ Игры приобретают абстрактный характер.

■ Движения более координированные.

■ Эмоции более сдержаны (формирование самоконтроля).

■ Начало появления различий в поведении мальчиков и девочек, индиви­дуальных интересов и увлечений.

■ Возможны сложные взаимоотношения с другими детьми.

■ Формирование самолюбия.

■ Из заболеваний наиболее часты инфекционные (из-за расширения кон­тактов в детском коллективе, транспорте и других общественных местах), болезни органов дыхания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: