ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важных проблем здравоохранения признано раскрытие потенциала среднего медицинского работника в усилении профилактической направленности деятельности.
Вот только некоторые задачи, стоящие перед медицинскими работниками в области охраны здоровья детей.
■ Информационная поддержка семей и практическая помощь по вопросам:
□ рационального питания (начиная с поощрения грудного вскармливания на первом году жизни);
□ обучения уходу за новорождёнными детьми (особенно недоношенными) и детьми грудного возраста;
□ гигиенического воспитания, физического и психомоторного развития, закаливания во все периоды детства;
□ профилактики заболеваний (в том числе иммунопрофилактики);
□ формирования здоровых привычек.
■ Активное динамическое наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей:
□ здоровых;
□ с определёнными проблемами;
□ с хроническими заболеваниями.
■ Профессионально грамотное обеспечение:
|
|
□ объективного обследования детей (в рамках своей компетенции);
□ организации базисного ухода за заболевшими и оставленными в домашних условиях детьми;
□ обучения родителей элементам ухода в ситуации заболевания ребёнка;
□ выполнения практических манипуляций;
□ оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) (1985) состояние здоровья населения на 50% определяет образ жизни.
Хочется надеяться, что средний медицинский персонал представляет тот ресурс, который способен удовлетворить потребности семьи в получении эффективной профилактической помощи, в том числе по формированию здорового образа жизни.
ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Выделяют 6 периодов.
■ I. Период новорождённости (неонатальный) — первые 4 нед жизни (первый месяц).
■ II. Период грудного возраста — с 4нед жизни (1 мес) до окончания первого года жизни.
■ III. Преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет.
■ IV. Дошкольный — с 3 лет до 6—7 лет (в зависимости от срока поступления в школу).
■ V. Младший школьный — с 6—7лет до 11—12 лет.
■ VI. Старший школьный — с 11 — 12 лет до 17—18лет.
ПЕРИОД НОВОРОЖДЁННОСТИ
Данный период подразделяется на 2 подпериода.
■ Ранний неонатальный:
□ с первого вдоха и окончания седьмых суток жизни;
□ самый ответственный в плане приспособления (адаптации) к совершенно новым внеутробным условиям жизни;
□ характеризуется началом физиологических состояний;
□ лёгкость инфицирования из-за незрелости защитной системы;
|
|
□ из заболеваний и патологических состояний характерны те, что обусловлены расстройствами, возникшими ещё внутриутробно или в процессе родов (асфиксия, родовая травма, гемолитическая болезнь плода и новорождённого и др.);
□ главное для медицинской сестры — профессионально грамотное наблюдение и оценка состояния новорождённого.
■ Поздний неонатальный:
□ с 8-го по 28-й (30-й) день жизни;
□ адаптация продолжается;
□ ребёнок находится под наблюдением детской поликлиники;
□ заживает пупочная ранка;
□ начинаются интенсивное физическое развитие и развитие органов чувств (анализаторов), попытки координированных движений;
□ различные неблагоприятные факторы (нарушения в питании, гигиеническом уходе и др.) легко вызывают отклонения в состоянии ребёнка и его развитии (в первую очередь — задержка нарастания массы тела).
Наиболее важные критерии благополучия ребёнка:
■ хорошая динамика массы тела;
■ успешное нервно-психическое развитие;
■ достаточный и полноценный сон;
■ становление и развитие эмоционального, зрительного и тактильного (при прикосновениях) контакта с матерью; появление приблизительно с 3 нед улыбки и мимики радости психологи расценивают как начало психической жизни;
■ из заболеваний и патологических состояний: те же, что и в раннем неонатальном периоде плюс гнойно-септические (например, стафилодермия, омфалит, пупочный сепсис);
■ особенно важны систематические наблюдения медицинской сестры в виде патронажей на дому, конкретные рекомендации и советы по организации грудного вскармливания и уходу за ребёнком.
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
■ Основные процессы адаптации завершены.
■ Механизм грудного вскармливания достаточно сформирован.
■ В данный период очень важно обучение навыкам трудовой деятельности через игру.
■ Психологи называют этот период периодом упущенных педагогических возможностей; следовательно, главный элемент ухода в эти годы — воспитание.
■ Из заболеваний чаще всего регистрируют острые респираторные и аллергические.
■ Тесный контакт с матерью.
■ Очень интенсивное физическое и психомоторное развитие (максимальный темп — 2—4-й мес) — от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы.
■ Недостаточная функциональная зрелость органов пищеварения — не редки желудочно-кишечные расстройства (например, при нарушении правил вскармливания, в жаркую погоду и др.).
■ Введение новых продуктов и блюд питания (корригирующих добавок и основных прикормов), что можно расценивать как определённый критический период в жизни грудничка.
■ Появление риска развития таких фоновых заболеваний, как рахит, желе-зодефицитная анемия, аллергический диатез — роль профилактической составляющей в профессиональной деятельности медицинской сестры.
■ Потеря после 2—4-го мес жизни пассивного иммунитета (полученного от мамы), медленное формирование собственных защитных сил — риск заболеваний, прежде всего дыхательной системы.
■ Как правило, отсутствие или незначительный контакт с другими детьми, вследствие чего детские инфекционные заболевания редки.
■ Продолжение иммунопрофилактики (профилактических вакцинаций), начатой в родильном доме.
■ Большую важность имеют вовремя начатые комплексы массажа, гимнастики, закаливания.
■ Индивидуальность домашнего воспитания.
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
■ Некоторое снижение темпов физического развития.
■ Более зрелые основные системы и органы.
■ Интенсивное увеличение мышечной массы — важность рационального питания, достаточной двигательной активности.
■ Завершение к концу 2-го—началу 3-го года жизни прорезывания всех 20 молочных зубов.
|
|
■ Интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды), что чревато их чрезмерным увеличением — важность систематического наблюдения и своевременных консультаций ЛОР-врача с определением конкретной тактики.
■ Стремительное расширение двигательных возможностей при минимальном контроле движений, что создаёт опасность травматизма.
■ В познании окружающего мира участвует и полость рта, что приводит к высокой частоте аспирации инородных тел и случайных отравлений (тем более, что у детей данного возраста часто срабатывает так называемый оральный автоматизм — неумение выплюнуть вовремя что-либо чужеродное, опасное).
■ Бурное совершенствование речи, в связи с чем взрослым необходимо обратить серьёзное внимание на правильность собственной речи.
■ Эмоциональная жизнь достигает наивысшей степени проявлений, возможны капризность, страхи, «истерические бури» и др.
■ Это период первого упрямства, определения индивидуальных черт характера и поведения.
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
■ Это период посещения детского сада (для определённой части детей).
■ Нарастание массы тела несколько замедляется. Отчётливо увеличивается длина конечностей.
■ Углубляется рельеф лица.
■ Происходит выпадение молочных зубов, начало роста постоянных.
■ Иммунная система более зрелая (с 5 лет).
■ Интенсивное развитие интеллекта и памяти.
■ Усложнение трудовой деятельности (через игру).
■ Свободная речь.
■ Игры приобретают абстрактный характер.
■ Движения более координированные.
■ Эмоции более сдержаны (формирование самоконтроля).
■ Начало появления различий в поведении мальчиков и девочек, индивидуальных интересов и увлечений.
■ Возможны сложные взаимоотношения с другими детьми.
■ Формирование самолюбия.
■ Из заболеваний наиболее часты инфекционные (из-за расширения контактов в детском коллективе, транспорте и других общественных местах), болезни органов дыхания.
|
|