Экологическиймониторинг

Мониторинг окружающей среды можно охаракте- ризовать как одну из мер охраны окружающей сре- ды, функции государственного управления и право- вой институт.

Мониторинг - системадолгосрочных наблюдений,оценкиипрогнозасостоянияокружающейсредыиего изменения. Основные положениямониторинга за-креплены в Законе «Об охранеокружающей среды».Как функция управленияэкологическиймониторингорганизуетсясцельюнаблюдениязасостояниемокру-жающей среды, происходящими внейфизическими,химическими,биологическимипроцессами,зауровнемзагрязнения атмосферного воздуха,почв,водныхобъектов, последствиями его влияниянарастительныйи животный мир с цельюобеспечения заинтересован-ных организаций и населения текущейиэкстреннойинформацией об изменениях в окружающейсреде,

предупреждениями и прогнозами ее состояния. Правительством РФ было принято постановление

«О создании Единой государственной системы эко-

логического мониторинга».

В создании и обеспечении функционирова- ния Единой системы участвуют:

1) Министерство природных ресурсов РФ (осуще- ствляет общее руководство деятельностью Еди- ной государственной системой экологического мониторинга);

2) Государственный комитет РФ по охранеокружающей среды (общее руководство и координация деятель- ностиминистерствиведомств,предприятийиорга- низаций в области экологическогомониторинга);

3) Федеральная служба России по гидрометеороло- гии и мониторингу окружающей среды (органи- зация мониторинга состояния атмосферы, поверх- ности вод, морской среды, почв, околоземного пространства и т. д.);


4) Государственный комитет РФ по земельным ре- сурсам и землеустройству (мониторингземель);

5) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ (мониторинглесов);

6) Федеральный горный и промышленный надзор России (мониторинг обеспечения промышленной безопасности);

7) Министерство здравоохраненияисоциального развития' РФ (мониторингвоздействияфакторовсредыобитаниянасостояниездоровьянаселения).Также в Единой системеэкологическогомонито-ринга участвуют: Министерство обороны РФ;Ми-

нистерство РФ по атомной энергетике и т. д.

На Минприроды России и Росгидромет воз- ложены обязанности:

1) обеспечение населения и хозяйственно-экономи- ческих структур предупреждениями о возникно- вении стихийных явлений, информацией о фоно- вом состоянии загрязнения окружающей среды, прогнозами погоды;

2) ведение государственных архивов данных в об- ласти мониторинга окружающейсреды;

3) выполнение международных обязательств РФ по передаче гидрометеологической информации и данных по загрязнению окружающейсреды.

Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере затраты на эти услуги. Такие расходы ком- пенсируются за счет средств федерального бюдже- та. Бесплатно данная информация предоставляется органам государственной власти РФ, органам Еди- нойгосударственнойсистемыпредупрежденияилик- видации чрезвычайных ситуаций. Другим пользова- телям информация предоставляется заплату.

Данные мониторинга природной среды служат ос- новой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяй- ственных и иныхрешений.


2) проверять работу очистныхсооружений;

3) назначать государственную экспертизу и обеспе- чивать контроль за еевыполнением;

4) требовать устранения выявленныхнедостатков;

5) привлекать виновных к административной ответ- ственности, подавать иск всуд;

6) принимать решение об ограничении, приостанов- лении, прекращении работы объектов или дея- тельности, несущей вред окружающей природной среде или представляющей опасность для жизни и здоровьячеловека.

Общественный контроль осуществляется обще- ственными организациями, профсоюзами, граждана- ми, органами местного самоуправления. Задача об- щественного контроля - проверка выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды». Профсоюзы вправе беспрепятственно посещать предприятия;требоватьустранениянарушений,угро- жающих жизни и здоровью работников; вправе уча- ствовать в разработке правовых актов, государствен- ных программ по охране окружающей природной среды и т. д. Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях, участвовать в проверках, пи- кетах и т.д.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Задача производственного контро- ля - проверка соблюдения нормативов качества окружающейсреды;выполнениетребованийэкологиче- ского законодательства; рациональному использованию природных ресурсов; проверка выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружаю- щей среды. Этот контроль организуется собственни- ком, владельцем предприятия, организации. Обязан- ность осуществления производственного контроля может быть возложена на отдельных должностных лиц, а может быть создана специальнаяслужба.


объекта - заказчик планируемой деятельности обязан предоставить требуемую документацию на государственную экологическую экспертизу;

3) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности и ее последствий - данный принцип распространяется на оба вида экологи- ческой экспертизы. Органы и комиссии экологи- ческой экспертизы обязаны оценить всю полноту видов и масштабов воздействия на природную сре- ду в процессе реализацииобъекта экспертизы;

4) принцип достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу - обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы;

5) принцип независимости экспертов при осуществ- лении ими экологической экспертизы - заинте- ресованность эксперта может свести на нетзна-

чение экспертизы, как обязательноймерыохраны              00 окружающейприроднойсреды; т—

6) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения экологической эксперти- зы - содержащиеся в заключении суждения и вы- водыдолжныбытьнаучноаргументированы.Объект должен оцениваться объективно, беспристрастно, непредвзято. Если соблюдены не все требования закона, то комиссия не вправе дать положитель- ноезаключение;

7) принцип гласности, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы - яв- ляется средством реализации права граждан на благоприятную окружающую природную среду;

8) принцип ответственности участников экологиче- ской экспертизы за организацию, проведение, ка- чество экологической экспертизы - в случае не- выполнения участниками экспертизы требований организации и проведения экспертизы они будут нестиответственность,предусмотреннуюзаконом.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: