Физиологические, поведенческие и субъективные реакции

НЕКОТОРЫЕ СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ

Давайте сначала рассмотрим эту проблему со стороны стимула или же с точки зрения независимой переменной. Природа стимула, безусловно, определит, имеем ли мы дело с исследованием стресса, или же нет. Я упомяну здесь примеры некоторых стрессоров, которые были использованы мною и к которым мы еще раз обратимся при описании экспериментов.
Во-первых, мы имеем гравитационные нагрузки. Центрифуга для испытания людей является сильным стрессором и оказывается эффективным средством для изучения психофизиологических отношений. Одним из преимуществ центрифуги этого типа является то, что мы легко можем изменять и контролировать интенсивность стрессора, меняя величину приложенной гравитационной силы. Интенсивность других стрессоров, например "умственная работа + отвлекающие факторы", не может быть контролируема таким простым способом. По-видимому, любое серьезное умственное усилие может рассматриваться в качестве стрессора, но в исследованиях стрессовых состояний испытуемому предлагается решать какую-то задачу при условии наличия отвлекающих обстоятельств, поэтому я охарактеризовала данный тип стрессора как "умственная работа + отвлекающие обстоятельства". Этими отвлекающими обстоятельствами может быть все, что угодно: принуждение испытуемого работать с высокой скоростью, создание в нем чувства неуверенности посредством резкой критики его работы, предъявление к нему невыполнимых требований, громкие звуки или любые иные типы помех.
Лекарственные вещества оказываются полезными в тех случаях, когда мы хотим экспериментально управлять уровнем активности, или же уровнем бодрствования, нашего испытуемого. В этих целях мы можем использовать лекарственные вещества, которые либо подавляют, либо стимулируют активность центральной нервной системы…, или же-при другом подходе - мы можем изменять уровень активности симпатической нервной системы, вводя в кровь испытуемого различные дозы адреналина… Лекарственные вещества представляют собой другой тип стрессора с количественно варьируемым воздействием. Стимуляция электротоком, порождающая болевые ощущения, также является типичным стрессором… Физические травмы, как вы знаете, считаются основным фактором образования страха и тревоги.
Стрессоры, отобранные мною, имеют одну общую характеристику: все они могут быть использованы в экспериментальной работе в лаборатории. Они отличны от стрессоров, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизненной обстановке. Мы не рассматриваем стрессоры последнего типа в нашей статье. Однако в лабораторных экспериментах мы, конечно, как правило, воспроизводим жизненные ситуации.
При оценке стимула важно установить, является ли он достаточно специфичным или же более диффузным, простым или сложным. Исследуя людей и стрессоры их окружения, необходимо помнить, что и другие факторы окружения, помимо того, который был выбран нами для экспериментального исследования, могут действовать в качестве стимулов и влиять на характер реакций испытуемого. Например, для испытуемого, впервые переживающего вращение на центрифуге, фактическая нагрузка силы тяжести, которой он подвергается, является всего лишь одним из стимулов, с которым надлежит считаться. Вся процедура испытания, все оборудование и обстановка опыта, такие его моменты, например, как прикрепление электродов к различным частям его тела, запирание испытуемого в кабине центрифуги и т. д., могут быть весьма важными стимулами. В той мере, в какой все эти факторы оказывают неконтролируемые воздействия на наш эксперимент, они являются весьма досадными и фактически представляют собой некоторые из основных трудностей проведения экспериментов с людьми. Так, вопреки всем нашим попыткам квантификации и спецификации окружения, вопреки тому обстоятельству, что мы ушли из усложненного естественного окружения и перенесли эксперимент в лабораторную обстановку, мы, тем не менее, не имеем того полного контроля экспериментальной ситуации, который был бы нам желателен. В реальных условиях стимулы, создающие стрессы, не следуют, как правило, друг за другом, отделенные четким интервалом. В лаборатории мы можем также работать скомбинированными стрессорами… Очень интересно попытаться определить, каким образом взаимодействуют различные стрессоры: эффекты их воздействия могут соединяться в процессе простого суммирования, они могут уничтожать друг друга или же (что более вероятно) взаимодействовать другим, более сложным образом.
В связи со стимулами следует сказать еще об одном: они оказывают различное воздействие в зависимости от ожиданий испытуемого. А ожидания испытуемого могут управляться экспериментаторами с помощью словесных инструкций, даваемых перед экспериментом или во время его. Воздействие, оказываемое некоторым лекарственным веществом, может варьироваться в значительной степени, в зависимости от ожиданий испытуемого, вызываемых экспериментатором. Я надеюсь проиллюстрировать это на нескольких примерах позднее.






ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ

Обратимся теперь к реакциям, вызываемым стимулами, или же к зависимым переменным. Автономные и эндокринные функции, естественно, играют весьма существенную роль в возникновении эмоций. Много внимания в этом плане было уделено исследованию кардиоваскулярных функций, кожного сопротивления, мозгового вещества надпочечников и адренокортикальных функций. Большинство психологов занимаются исследованиями поведения: словесного поведения, моторного поведения, восприятия, обучения, памяти, принятия решений и т. д. Психологи, занимающиеся стрессом, выбирают некоторый измеримый аспект поведения и исследуют, какое воздействие на него оказывает некоторый конкретный стрессор. Зачастую в этих исследованиях получают нечто вроде количественной меры, характеризующей деятельность. Мы хотим знать, насколько хорошо может функционировать испытуемый при воздействии на него некоторого стрессора. В общем плане результаты экспериментальных исследований в данном вопросе совпадают с мнением, согласно которому небольшой стресс благотворно сказывается на нашей деятельности, но по мере того, как стресс становится все более сильным, ее эффективность падает, и, в конце концов, человек выходит из строя. Иными словами, существует немонотонная связь между степенью стресса и уровнем деятельности… И, безусловно, чрезвычайно важно исследовать детальным образом эти связи для возможно большего количества стрессоров и деятельностей. И теперь о субъективных реакциях. Несмотря на то, что вряд ли кто-нибудь станет отрицать громадное значение того, что мы чувствуем и что мы переживаем, современная психология, ставя во главу угла своих интересов поведение, уделяет относительно мало внимания измерению субъективных реакций. Это, по крайней мере частично, представляет собой реакцию против интроспекционизма, господствовавшего в психологии в первые десятилетия этого столетия, когда анализ своих собственных внутренних ощущений был одним из очень немногих известных и используемых методов психологии. Бихевиоризм, последовавший за этой интроспекционистской эрой, означал регистрацию реакций с помощью объективных методов. Так, вместо того, чтобы основываться на довольно запутанных словесных отчетах, психологи обратились к объективным мерам поведения, которые представлялись значительно более надежными и также значительно более респектабельными. Однако желание современных психологов избавиться от остатков интроспекционизма, по-видимому, привело их, к большому сожалению, к игнорированию субъективного. Делалось очень мало попыток измерить то, что мы можем назвать субъективными, эмоциональными интенсивностями. Иными словами, очень мало было сделано для того, чтобы заменить явно неудовлетворительные старые методы объяснений лучшими методами. В Стокгольме было осуществлено несколько попыток в этом направлении. Следующий доклад проф. Экмана посвящен проблеме измерения субъективных реакций с помощью методов психофизиологического ранжирования…
Кроме того, лица, исследующие отношения между физиологическими реакциями, с одной стороны, и одной из двух других категорий реакций либо же с ними обеими вместе, с другой стороны, могут быть названы психофизиологами или же физиологическими психологами. Решение вопроса о том, занят ли физиологический психолог исследованием в области стресса или нет, определяется характером стимула.
Мне хотелось бы также сказать несколько слов относительно индивидуальных различий. Безотносительно к тому, с какой из категорий реакций мы имеем дело, испытуемые обнаружат различные реакции на стрессовый стимул. При планировании наших экспериментов мы можем либо игнорировать данное обстоятельство, либо же сделать его главным предметом изучения. Если мы предпочтем игнорировать это обстоятельство, то наши усилия сосредоточатся на исследовании средних реакций в группе испытуемых. Поступая таким образом, мы значительно упрощаем дело и, почти наверняка, теряем массу интересной информации.
Теперь я кратко остановлюсь на экспериментах, которые иллюстрируют область данного исследования и те типы проблем, которые были очерчены нами.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: