(1)Как-то в конце августа тётя Лена, Лешкина мама, спросила:
- (2)Эй, бывшая соседушка, хочешь в кино?
(3)Она работала администратором в кинотеатре и иногда брала компанию ребят со двора, чтобы проводить в зал по знакомству, без билетов.
(4)В этот раз с тётей Леной пошла привычная наша компания. (5)Рыжий недруг Толька, в прожжённой полинялой майке и громадной кепке, Толькина сестра Галька, в выгоревшем до белизны платьице, Вовка Покрасов, стриженный под машинку, в обвисшей безрукавке и гремучих брезентовых штанах до пят, Лешка, в мятых, но почищенных брюках и новенькой ковбойке, и я, в своем «трофейном» костюме, потерявшем уже небесный цвет и перламутровые пуговки, - вместо них пришиты были честные латунные пуговицы со звёздочками, а одна даже с якорем…
- (6)А какое кино? – спросил я у Вовки.
- (7) Вот балда, не слыхал, что ли? (8) «Малахов курган»!
(9)Кино было про войну с немцами, про гибель нашего эсминца, про немецкие танки, про пятерых моряков, которые не пустили эти танки в Севастополь. (10)Очень просто не пустили – пошли под гусеницы с гранатами.
(11)Просто?..
(12)Попрощались, взяли по связке гранат и пошли один за другим навстречу лязгающим махинам.(13)Зная, что через несколько секунд вспышка и потом – ничего…
(14)Ни-че-го.
…(15)В то лето меня часто мучила совесть, которая когда-нибудь приходит к каждому человеку: зачем я живу, если всё равно наступит момент, когда меня не станет? (16)Тогда зачем всё на свете? (17)Зачем что-то делать, ходить в школу, куда-то спешить, с кем-то дружить, читать книги? (18)Эта мысль хватала за сердце неожиданно, во время игры, купанья в реке, запуска змея. (19)И тускнел яркий день. (20)Потом эта мысль милостиво отступала, давая место радостям жизни. (21)Но я знал, что эта оглушающая, как удар, тоска может упасть на меня снова, и боялся заранее.(22)Потому что понимал: ответа я не найду.
(23)И вот - это кино.(24) Про жестокий бой, когда спасенья нет. (25)Как пять человек зло и спокойно сами идут навстречу смерти.
(26)Почему спокойно? (27)Потому, что за ними Севастополь.
(28)Сейчас эта мысль может показаться неправдоподобной для мальчишки, но тогда я чувствовал, что люди с гранатами любили Севастополь сильнее себя. (29)Конечно, не только Севастополь, а многое: всю нашу землю, своих родных, свои корабли, своих товарищей. (30)Но в тот момент это соединилось в слове «Севастополь».
(31)Они любили его так, что это было самым главным, и поэтому не боялись умереть. (32)Мало того – они не боялись жить. (33)Они знали зачем. (34)Жизнь и смерть имели для них чёткий смысл.(35)И тогда, по дороге из кино, я своим колотящимся ребячьим сердцем смутно ощутил этот смысл человеческого бытия. (36)Живёшь по-настоящему, если что-то любишь. (37)Если ты не один.(38)Если вокруг тебя есть то, что дорого, если ты – сам частичка этого.(39)Тогда не страшно…
(40)Я ощущал радостное спокойствие и, чтобы другим стало так же хорошо, сказал:
- (41)Всё равно его скоро опять построят.
- (42)Кого? – не понял Толька.
- (43)Севастополь, - сдержанно ответил я.
(По В.П. Крапивину*)
*Владислав Петрович Крапивин (род.в 1938 г.) – советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Некоторые книги писателя экранизированы.
9 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему защитники Севастополя спокойно пошли на верную гибель?»
(27)Потому, что за ними Севастополь.
(25)Как пять человек зло и спокойно сами идут навстречу смерти.
(31)Они любили его так, что это было самым главным, и поэтому не боялись умереть.
(10)Очень просто не пустили – пошли под гусеницы с гранатами.
Ответ: ____________________________________________________
10 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 21: «Но я знал, что эта оглушающая, как удар, тоска может упасть на меня снова, и боялся заранее».
метафора
сравнение
фразеологический оборот
антитеза
Ответ: ____________________________________________________
11 Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
1) И тогда, по дороге из кино, я своим КОЛОТЯЩИМСЯ ребячьим сердцем смутно ощутил этот смысл человеческого бытия. | А) местоимение |
2)Зачем что-то делать, ходить в школу, КУДА-ТО спешить, с кем-то дружить, читать книги? | Б) существительное |
3) Эта мысль хватала за сердце неожиданно, во время игры, купанья в реке, ЗАПУСКА змея. | В) наречие |
4) Сейчас эта мысль может показаться НЕПРАВДОПОДОБНОЙ для мальчишки, но тогда я чувствовал, что люди с гранатами любили Севастополь сильнее себя. | Г) причастие |
Д) прилагательное |
Ответ: |
|
12 Укажите способ образования слова «оглушающая» (предложение 21).
Ответ: _____________________________________________________________
13 Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «присоединение».
Ответ: _____________________________________________________________
14 Замените разговорное слово «ощущал» в предложении 40 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________________________
15 Среди предложений 15-22 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________________________
Часть 2